"ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК" №6-7 (67, 68) июнь-июль 2011

Статьи:

  • Объединенные одной верой
  • Новости Новозыбковского Благочиния
  • Творческие вечера
  • Святой апостол Варфоломей
  • Детская страница: "Куда пойдешь?"

Объединенные одной верой

25 июня 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в открытии Международного фестиваля славянских народов «Славянское единство–2011»

Патриахр

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен о благоденствии трех славянских народов и обратился кмноготысячной пастве (около ста тысяч) с Первосвятительским словом, в котором он отметил, что единство трех братских славянских народов «рождено в самый момент начала жизни нашего общего дома – Святой Руси. Это единство Киевской купели Крещения, когда святой благоверный и равноапостольный князь Владимир, крестив Русь, заложил тем самым основы бытия христианского государства – многонационального, включавшего разные племена, но объединенные одной верой и, в то же время, – одним языком. Шло время, развивалась жизнь народов, но возрастали мы в общей вере и в общей культуре. Сегодня существуют три суверенных государства – Белоруссия, Россия, Украина. С полным уважением к суверенитету и к выбору людей мы не перестаем повторять, что эти три государства, имея общую духовную, религиозную, культурную традицию, имеют общий и единый фундамент».

Святейший Патриарх Кирилл поделился с собравшимися своим видением процесса углубления сотрудничества между пограничными регионами России, Украины и Белоруссии. По мысли Его Святейшества, перспективными направлениями могли бы стать проведение совместных богослужений и празднование памятных дат, развитие паломничества, принесение святынь, организация культурных и общественных акций с участием молодежи. Святейший Владыка призвал повысить уровень фестиваля «Славянское единство», чтобы для гостей форума, в первую очередь молодежи, выступали широко известные в своих странах музыкальные исполнители, а также проводились различные мероприятия с участием известных деятелей культуры.

Также Предстоятель Русской Церкви предложил построить на границе трех государств храм и духовно–просветительский центр. Инициатива Святейшего Патриарха была поддержана участниками встречи.
Затем Святейший Владыка, в сопровождении Православных иерархов, духовенства и светских руководителей, проследовал на площадь, где был представлен «Фестиваль исторических городов Брянской, Гомельской и Черниговской областей». Святейшему Патриарху представили музейные, исторические экспонаты и современное народное творчество жителей сопредельных славянских земель. В заключение Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил собравшихся за плодотворное общение и вручил памятные подарки.

* * *

В программе фестиваля была презентация новой книги «Кто мы? Русские, украинцы, белорусы» профессора по кафедре богословия Российского Православного университета Виктора Николаевича Тростникова. Автор, В.Н. Тростниковпредставивший свою новую книгу, поразил своей простотой, доступностью, открытостью, полным отсутствием «обронзовения» при более чем достаточных основаниях для этого: математик, физик, философ, историк, публицист… мудрый, ироничный, в высшей степени великодушный и благородный человек.

В представленной книге он прослеживает отечественную историю от киевской купели до наших дней и на вопрос, вынесенный в заглавие, дает четкий ответ: мы – члены одной и той же разновидности Православной цивилизации, на которую Богом возложена особая миссия – сохранение полноты Христовой Истины. О ней мы должны будем свидетельствовать в конце времен перед соблазняемым антихристом человечеством.
В.Н. Тростников показывает, что Крещение Руси в конце X века было промыслительным событием всемирно–исторического значения, духовные последствия которого далеко еще не исчерпаны и чрезвычайно важны для восточно–славянской Православной цивилизации и всего мира. Виктор Николаевич делает краткий экскурс по страницам, точнее векам, истории земли русской, важнейшими составляющимиКто мы? которой являлись Великая, Малая и Белая Русь. Православные жители окраинных земель немало пережили, отстаивая свою веру от влияния католицизма (украинцы от поляков, белорусы – от литовцев), укрепились в ней. Ответ белорусов на вызов католиков был «книжный» – у них возникло первое русское книгопечатание. На Украине же была открыта Киево–Могилянская Академия, роль которой в деле духовного просвещения переоценить невозможно.

Интересен, хотя и не безспорен, вывод, сделанный автором в конце книги: «В культурно–историческом аспекте русские, украинцы, белорусы могут быть названы «триединым народом». Но этот термин пробуждает в православном сознании ассоциацию, лежащую в более глубоком его слое. Некоторые современные богословы, в частности игумен Георгий (Шестун), обращают наше внимание на аналогию указанного триединства с триединством Божественным: как в Троице каждое Лицо единосущно Другим и, следовательно, несет в себе всю полноту Истины, так и каждая ветвь нашего народа может быть охарактеризована как цивилизационно–тождественная остальным, но обладающая в раскрытии общей для всех сущности индивидуальной неповторимостью»

* * *

Патриахр КириллВ Неделю всех Святых, в Земле Российской просиявших, 26 июня 2011 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную Литургию на фундаменте Успенского собора Брянского Свенского мужского монастыря.
Святейшему Владыке сослужили: Митрополит Волоколамский Илларион, Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, Архиепископ Курский и Рыльский Герман, Архиепископ Черниговский и Новгород–Северский Амвросий, Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон, Епископ Могилевский и Мстиславский Софроний, Епископ Брянский и Севский Феофилакт, Епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, Епископ Солнечногорский Сергий, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов и прочее духовенство. Присутствовали на Богослужении и священнослужители Новозыбковского благочиния во главе с благочинным – протоиереем Владимиром Похожаем.

Несмотря на пасмурную погоду и неутешительный прогноз Патриаршее Богослужение привлекло большое число верующих (около трех тысяч). Для тех, кто не смог войти в монастырь, у стен обители были установлены мониторы и все желающие могли увидеть Богослужение. Впервые в Брянске совершалась прямая трансляция Богослужения по телевидению.

По окончании Божественной Литургии Епископ Брянский и Севский Феофилакт приветствовал Первосвятителя от лица Брянского духовенства, монашества и мирян, преподнес Святейшему Владыке список чудотворной иконы Божией Матери Свенская. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес Преосвященному Епископу Феофилакту памятную Панагию и передал в дар Брянскому Свенскому Успенскому мужскому монастырю образ Божией Матери с омофором.

В проповеди Первоиерарх Русской Православной Церкви подчеркнул, что свое первое Патриаршее Богослужение на Брянской земле он совершает на руинах Свято-Успенского храма – главного храма Свенского монастыря. Говорил о том, что даже природа скорбит об утраченном благолепии, потому так естественно пасмурное хмурое небо, так неуместно было бы яркое радостное солнышко. Святейший Патриарх благословил восстановление разрушенной святыни, выразил надежду, что ему доведется служить в восстановленном храме и закончил проповедь такими словами: «Пусть Господь благословит землю Брянскую, град Брянск, власти предержащие, Церковь зде пребывающую. Пусть благословит Господь Россию, пусть благословит Господь всю историческую Русь, братское единство православных народов. Верим, что молитвами и предстательством всех святых, в земле Русской просиявших, исполнятся наши молитвы и Господь приклонит милость ко всем нам, дарует нам мир и благословение Свое. Аминь».

Наталья АФОНИНА