Деревня Любовшо расположена в 3 км к юго-западу от райцентра Красная Гора, на р. Любовша, левобережном притоке р. Беседь.Территория, на которой была поселена Любовша, стала осваиваться ещё в эпоху неолита и бронзы (IV – II тыс. лет до н.э.). Благоприятные природные и климатические условия способствовали заселению этой территории и в более позднее время, о чем свидетельствуют древнерусские курганы 11 – 13 вв., обследованные археологами П.М.Еременко в 1906 г. и А.В.Кашкиным в 1974 г.
Время появления современной Любовши неизвестно, но по данным переписи 1723 года в это время деревня уже существовала. Согласно описанию Новгород-Северского наместничества, проведённому в 1779 – 1781 гг., «деревня Любовша владения Киево-Печерской лавры волости Попогорской … лежит на ровном покатистом месте, в лесах (и между оними на пахотних полянках), срединою той деревне протекает речка Любовша и на ней здесь плотина с мелницею на 1 коло, и сия речка невотдаль сей деревне впадает в реку Беседь, коей левая сторона от села в 1 версту. В сей деревне посполитих (монастырских) 40 дворов, в них хат 51, бездворн. 12».
После Указа Екатерины II от 1786 года о секуляризации монастырских земель владения Лавры были переданы в казенное ведомство. Любовша вошла в состав казённой Селецкой волости Суражского повета, а ее жители получили статус государственных крестьян, сохранявшийся за ними до отмены крепостного права.
В 1861 г. Любовша вошла в состав Поповогорской волости Суражского уезда.Ее жители были прихожанами трехпрестольного храма во Имя Святой Живоначальной Троицы села Попова Гора, построенного на средства Киево-Печерской лавры.
27 июня 2021 года, в деревне Любовшо Красногорского района (после революции Попова Гора получила название Красной) Новозыбковского благочиния у центрального входа местного кладбища была освящена новосооружённая часовня во Имя Святой Троицы. Строительство было осуществлено при поддержке Администрации Красногорского района усилиями настоятеля храма во Имя Святой Троицы пгт Красная Гора протоиерея Александра Буденного и местных жителей.
Чин освящения совершил благочинный Новозыбковского церковного округа Клинцовской Епархии протоиерей Владимир Похожай.
С этого времени открыта для молитвенного прошения для жителей с 9.00ч. до 18.00ч. В дни поминовения усопших здесь совершаются панихиды, а в соответствующие праздники – Водосвятные молебны.
В настоящее время часовня является центром духовной жизни села, в ней расположена небольшая библиотека духовной литературы, именно здесь проходят духовно-просветительские встречи местных школьников со священником, в ходе которых ребята узнают о Боге, о Заповедях и о молитве.
В книге Лузика С.К. «Отчий край» мы читаем: «Сотни Новоместской. Село Новые Бобовичи принадлежит Киево-Печерской Лавре. Публичного строения тут нет. Есть амбар, сделанный общественным коштом для склажи хлеба, заготовляемого на непредвиденный случай, один, церковь деревянная одна, дом экономический». Эти сведения автор взял из книги «Опись Новгородсеверского наместничества 1779-1781 гг.».
Земли, на которых расположено село Новые Бобовичи, действительно долгое время относились к Черниговской губернии. При написании запросов в Черниговскую и Московскую епархии с просьбой об информации по храмам в селе Новые Бобовичи - из Украины ответа так и не поступило, а вот из Московской епархии долгожданное письмо было получено. В нем сообщалось: «Ныняшний храм Новых Бобович в честь Архангела Михаила был теплым храмом Каташинского монастыря и освящен в Бобовичах в 1794 г. Число прихожан Михайловской церкви в 1790 г. - 708 мужчин и 700 женщин; в 1810 г. - 742 мужчины и 768 женщин; в 1830 г. - 818 мужчин и 857 женщин; в 1850 г. 947 мужчин и 1022 женщин; в 1860 г. - 1001 мужчина. 1085 женщин».
В книге Злобова В.И. «Про Новозыбковский край, родную сторону» есть этому факту подтверждение: «В селе Новые Бобовичи была построена церковь. Церковь в селе была теплым храмом Каташинского монастыря. После его закрытия в 1787 году одна из церквей монастыря была отдана и перевезена в село Новые Бобовичи». Что же это была за церковь? Кто ее построил в Каташинском монастыре? Опираясь на исследования Черниговского краеведческого музея, мы выяснили, что в конце XVII века у монастыря появился богатый покровитель –полковник Стародубского полка Михаил Миклашевский, который и наделил монастырь землями, так необходимыми для хозяйственных нужд. В 90-е годы XVII века он же построил два храма деревянные: один – во имя Святителя Николая, а другой – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Все последующие церкви монастыря были каменными. Т.е. храм, перевезенный в с.Новые Бобовичи – это один из двух деревянных храмов Каташинского монастыря. К моменту строительства храма в Новых Бобовичах, он уже имел возраст около ста лет.
Позже при сельской церкви была построена церковно-приходская школа. В книге Выкочко Л.М. «Как это было» мы читаем: «Положительным можно отметить то, что в 43 ЦПШ губернии существовали певческие хоры мальчиков, в том числе в 5 школах Новозыбковского уезда (Нобобовичской, Вышковской, Курозновской, Сыто-Будской и Туроснянской)».
Храм в Новых Бобович прослужил людям 143 года.
В 1937 году церковь была разрушена, вернее с нее сбросили кресты и колокола со звонницы. Вот что рассказывает очевидица этих событий Дорохова Анастасия Тимофеевна: «Вход в церковь был со стороны семилетней школы. Ворота железные и цвинтер (церковный двор) огорожен тоненькими металлическими прутиками в виде пики наверху. В церкви большие окна. Внутри храма много икон. Мне запомнились две: Божья Матерь и Архангел Михаил (храмовая икона). Они были очень большими. Икона Архангела Михаила выше моего роста. На крыше один купол, а где-то над входом располагались звоны (колокольня). Колоколов было много и разных размеров. Когда их сбрасывали, мы были на уроке истории. Я тогда училась в пятом классе. Раздался на улице сильный грохот, мы выбежали посмотреть, что случилось. Оказалось, что начали сбрасывать колокола со звонницы. Падающие большие колокола входили в землю на некоторую глубину. Собравшиеся вокруг старушки плакали.
Когда кресты и колокола были сброшены, церковь превратили в клуб. После войны сруб перевезли ближе к сельскому совету и опять в помещении сделали Дом культуры. При разборке церкви много бревен и досок было сломано. Их возили к реке, чтобы сжечь на костре. Там свинарки варили свиньям картошку. Потом здание опять разобрали и перевезли в колхозные гаражи, сделав из него зернохранилище. Но и его потом разобрали на дрова».
Также есть сведения, что до церкви Архангела Михаила в селе Новые Бобовичи тоже был храм. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» есть такие слова: «... но и прежде того был здесь храм», т.е. прежде церкви Архангела Михаила. А в сельском Доме культуры бережно хранятся рукописные листочки, которые оставила будущим поколениям Пинчукова Анастасия Илларионовна – местная жительница. Она на них записала историю села с древнейших времен по середину XX века. Многие факты из ее рукописи подтверждаются историческими документами.
Вот, что мы читаем: «Когда люди жили общиной, у них был молельный дом. Затем стали строить монастыри и церкви. Строили на пожертвования. Когда селение образовалось в село, церковь расширили. Стояла она, где сейчас школьный сад. Обсажена была вековыми липами. Сто лет тому назад (уже 150 лет) был большой пожар. Почти все село сгорело, а церковь осталась (это была уже церковь Архангела Михаила). Ее потом обновили и построили школу напротив церкви. Называлась церковная школа (церковно-приходская школа). Было также два монастыря мужских. Один на Шкарубкиной горе, второй – на Пряниковой горе. В 1953 году приезжали ученые, у них была карта и они делали раскопки. Искали останки мамонтов. А на краю обрыва около реки (на Пряниковой горе) нашли кладбище мужское. Были гробы и лежали мужские и детские останки. Дальше была мастерская, производили разные изделия. Здесь был мужской монастырь». Доказательств существования монастыря на Пряниковой горе тоже много. Кладбище действительно было и возможно еще осталось. Земля на обрыве перестала обрушаться. А раньше люди часто у подножья этого холма находили человеческие черепа и другие кости.
Что же касается самого монастыря, то сейчас на его месте находится дачный участок. Владелец земли рассказывал, что во время перепахивания участка постоянно находит очень старую, покрытую зеленой глазурью плитку, а также кирпичи нестандартного размера. Кроме того, женщина (изустное повествование, имя её не известно), которая здесь жила ранее, рассказывала, что во время весеннего снеготаяния в холме раздавался шум текущей воды, а однажды на огороде лошадь по брюхо провалилась под землю. Присутствующие испугались, а яму забросали камнями и землей. Есть версия, что монахи построили подземный ход из монастыря на случай осады, он то и был «обнаружен» провалившейся лошадью. Но это уже совсем другая история.
Важно, что земля Новобобовичская изобилует святыми местами. О них непременно нужно писать, их нужно изучать и рассказывать о них последующим поколениям.
С большим трудом удалось выяснить имена и судьбы лишь нескольких священников церкви Архангела Михаила в Новых Бобовичах. Все в тех же воспоминаниях Анастасии Илларионовны мы читаем: «Во второй половине XIX века священником был Кашлаков. Много лет работал. Священников и их родственников хоронили на церковном дворе». Как мы впоследствии выяснили – кладбище действительно существовало. Кроме того, удалось отыскать список духовенства Новозыбковского уезда 1876 года. В нем значатся настоятель церкви в селе Новые Бобовичи священник Иоанн Кашлаков, помощник священника Николай Никольский и псаломщики: 1-й Петр Красногорский, 2-й Александр Пикулев и 3-й Григорий Пиневич. Записи Пинчуковой Анастасии Илларионовны подтверждаются. Поэтому мы все более серьезно относимся к тому, что написано ей от руки на шести тетрадных листах.
Также удалось изыскать биографические данные о священнике Симеоне Павловиче Баталине, служившем в храме Архистратига Михаила села Новые Бобовичи с 22 октября 1891 года до самой своей кончины в – 1 декабря 1897 года. О нем известно следующее: Точная дата и место рождения – неизвестны. Предположительно родился в 1857 году в Калужской губернии в семье священника. В 1872 году поступил в Калужскую духовную семинарию, которую окончил в 1878 году по 2-му разряду (Калужские епархиальные ведомости (далее-КЕВ) 1878 г.№3 стр. 260.
6 октября 1878 года определен на псаломщицкую вакансию к Мещовскому собору Калужской епархии (КВЕ 1878 г. №20 стр. 226) (Настоятелем Мещовского собора значился протоиерей Сергей Михайлович Баталин).
В 1879 году назначен священником Малиноостровского Рождество-Богородицкого единоверческого девичьего монастыря Новозыбковского уезда (Адрес-календарь духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 год, стр.169).
С 8 июля 1882 года назначен священником в церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Старые Бобовичи Новозыбковского уезда (Черниговские епархиальные известия (далее-ЧЕИ) 1882 г.№27, стр.401).
В 1884 году при священнике Симеоне Баталине открыта церковно-приходская школа, которая размещалась в наемном помещении и содержалась на средства церкви и общества. В этой школе он преподавал Закон Божий.
В 1885 году назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Новозыбковского уезда (ГАБО Ф.473 оп.1 д.20, л.2).
29 ноября 1885 года за «усердную и беспорочную службу» награжден набедренником (ЧЕИ 1885 г. №24, стр.774).
В 1888 году на три года избран депутатом от Новозыбковского уезда для епархиальных и окружных съездов по делам духовно-учебных заведений (1889 г. №9, стр.364).
С 15 июня 1889 года – член благочинного совета 1 округа Новозыбковского уезда (ЧЕИ 1889 г. №14, стр.588).
22 октября 1891 года перемещён к церкви св. Архистратига Михаила с.Новые Бобовичи Новозыбковского уезда (ЧЕИ 1891 г., №23, стр.792). преподавал в местной церковно-приходской школе. Для школьной библиотеки приобрел 300 томов книг разного содержания (ГАБО, Ф.473, оп.1, д.13, л.11).
По резолюции епископа Черниговского и Нежинского от 24 декабря 1891 года награжден Скуфьёй (ЧЕИ, 1892г., стр.35).
В 1893-97 годах – член Новозыбковского уездного отделения Епархиального училищного совета в качестве наблюдателя школ (ЧЕИ. 1893 г., №5, стр.79, 1894 г. №1, стр.41, 1896 г.№8, стр.228, 1897г., №9, стр.234, 1898 г., №9,стр.224).
В феврале 1894 г. написал заметку «Устройство нового помещения для церковно-приходской школы в селе Старые Бобовичи Новозыбковского уезда» (ЧЕИ, 1894 г., №3, стр. 147 (раздел Прибавление).
В 1892-93 годах являлся члено-соревнователем братства св.Михаила князя Черниговского (ЧЕИ, 1894г., №7, стр.306 (раздел Прибавление).
В 1894097 годах – член Новозыбковского отделения братства св.Михаила князя Черниговского (ЧЕИ, 1896 г., №11, стр.403, 1897 г., №10, стр.313 (раздел Прибавление).
Почил о Господе 1 декабря 1897 года в возрасте 40 лет в с.Новые Бобовичи, похоронен «на цвинтаре» (ЧЕИ, 1898 г., №1, стр.12). Данная биографическая справка составлена потомком священника Симеона Баталина – Иваном Николаевичем Тарасевичем (пгт.Климово, Брянской области).
Еще об одном священнике информация имеется в сети Интернет. Вот что там сказано. «Священник Мещерский Алексий Александрович. Родился 07.02.1893 года в селе Рыдань Болховского уезда Орловской губернии в семье священника. В 1914 году окончил Черниговскую Духовную семинарию. 12 октября 1914 года епископом Пахомием, викарием Черниговской епархии, рукоположен к Михайловской церкви с. Новые Бобовичи». Служил он в храме три года, а в 1917 году переведен священником Введенской церкви с.Дивовка Черниговской епархии. В 1930 году был арестован, осужден на 10 лет лагерей. Скончался 05 ноября 1950 года в Старой Руссе.