Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка является одним из старейших действующих храмов Новозыбковского благочиния. Существуют метрические книги, где упомянут храм села Яловка, владений Киево-Печерской лавры с 1725 года. (Центральный государственный исторический архив Украины: ф. 127, оп. 1012, дело 87а).
История самого села уходит вглубь веков. О Яловке существуют следующие сведения второй половины XVIII века:
«В селе Яловка на 1764 год дворов пахотных 52, безпахотных – 20, а всего 72, хат 72, семей 72: у них было коней рабочих 74, волов 5, пахотного поля 24 чвертки (одна чвертка – около 4,5 десятины), на которой засевали 72 четверти (одна четверть – около 10 пудов) жита, на каждой чвертке растет до 30 коп, кроме того они имели верхолазного грунту (т. е. пастбища) 4 вотчины (от 18 до 24 десятин). Платят: за пахотное поле годового окладу 20 руб., записных 1 руб. 50 коп., за верхолазный грунт 5 руб. 63 коп. Всего денежного окладу платят 33 руб. 76,5 коп., да ранцевого в год 4 руб. 70 коп.
Кроме того они платят натуральную дань: 2 пуда пеньки, 1 бочку смолы, 1 човен, 15 ободьев, 20 полоз санных, 20 дуг, 20 клещей хомутовых, 20 обротей пеньковых, 20 вожжей, 20 веревок 50-саженных, 20 рогов, 20 лубов, 100 саженей невода».
Эта справка, присланная в конце шестидесятых годов прошлого века в Яловку из Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника со ссылкой на архивы Киево-Печерской лавры, дает представление о положении села во второй половине XVIII века.
Через два года после указанной даты последовало обращение из Яловки в Киево-Печерскую лавру с прошением оказать помощь в связи с намерением возвести храм, поскольку прежний был уничтожен пожаром. «...По долгу зимается мало, но крайнее убожество то с должников зымать с трудностью», – сетовали в 1766 году составители «Нижайшего доношения» от храма села Яловка Бобовичской волости. Они, написав, что «в великой состоят ответственности», доложили: «У нас надобно вновь построить церковь, а также иконостас...»
В Яловке и в наши дни можно услышать, особенно от людей преклонного возраста, предание о том, что в их округе якобы стоял монастырь. Для исторического подтверждения такого рода сведений местным краеведом П. И. Осипенко вместе с учащимися в середине шестидесятых годов XX века была проведена большая поисковая работа. Материалы переписки по этому вопросу с архивами Киева, Москвы, Гомеля и Могилева в настоящее время хранятся в музее Яловской средней общеобразовательной школы. Так вот, не отыскалось никаких письменных свидетельств, подтверждающих сельское предание о существовании монастыря в окрестностях села, о чем указано в присланных ответах по поводу сделанных запросов. Зато установлено, что в описании Новгород-Северского наместничества в 1781 году Яловка была отмечена как «...село с одной церковью, с приезжим монастырским домом о трех покоях и 78 дворами». Можно предположить, что в этом селе монахи Киево-Печерской лавры имели так называемый постоялый двор, поскольку недалеко протекают реки Ипуть и Беседь, соединяющие эти места с Киевом. В те времена такой вид транспортного сообщения был наиболее удобным. К тому же владение в Яловке постоялым двором, при котором постоянно жили направляемые из лавры монахи, позволяло хранить собираемую здесь натуральную дань столько, сколько требовалось по обстоятельствам.
В книге «Список населенных мест Черниговской губернии», изданной в 1866 году в Санкт-Петербурге, сказано: «Еловка (Яловка) – село казенное при речке Вихолке, около 60 верст от Суража, 284 двора, 866 мужчин, 942 женщины, церковь, сельская расправа».
* * *
Самое раннее упоминание о клире храма села Яловка относится к 1721 году:
«Манастырской двор – 1
В нем живет дворник Семен Алексеев сын ОБЛОЖНОЙ
Свешеник Иван Козмин син ЛАЙКОВСКИЙ – 1
Дьяк Павел Григорев син ГОНЧАРЕНОК – 1
Понамар Пантелей Григорев син ВЛАДЫСЛАВ – 1»
(Фонд Малороссийские дела. Опись 124/1. Дело 62. Переписная книга Черниговских сел и деревень для занятия во оных квартир Мекленбурскому корпусу 1721 г.)
Далее известны следующие клирики и труженики храма:
1781-1782 гг. – священник Андрей Андреевич Крещановский
1781-1782 гг. – дьячок Василий Андреевич Крещановский
1782 г. – пономарь Иван Андреевич Крещановский
1782 г. – ктитор Иван Андреевич Драп
до 1809 г. – священник Василий Андреевич Крещановский («Уволен от должности за старости и слабости здоровья поставлен на пропитание сверх штатным»)
1809-1816 гг. – священник Николай Васильевич Крещановский
1809-1815 гг. – диакон Стефан Стефанович Стеченский (умер в 1815 г.)
до 1882 г. – священник Симеон Померанцов (умер до 1882 г.)
1882 г. – священник Гавриил Горский
1882 г. – исполняющий должность псаломщика Петр Крещановский
1882 г. – заштатный дьячок Иван Иванович Крещановский
https://forum.vgd.ru/792/88700/0.htm?a=stdforum_view&o=
1891-1921 гг. – протоиерей Василий Ромаскевич (умер 17.12.1921 г.)
В журнале «Вера и жизнь» за 1912 год есть упоминание о яловском священнике. В этом издании сказано, что законоучителем в Яловке определен настоятель храма иерей Василий Ромаскевич.
http://hram-sachkovichi.ru/history/Hkras3.html
1921-1930 гг. – протоиерей Иоанн Дорогунцев
Упоминание о нем встречается в описи изъятия церковного имущества в 1930 году. Опись составлена в присутствии священника Иоанна Дорогунцева и церковного старосты Михаила Белозора.
Пожилые прихожанки рассказывают, что до революции 1917 года, когда местные жители ходили в Киево-Печерскую лавру, монахи предсказали им судьбу храма в Яловке. Было сказано, что доведется претерпеть поругания и настанет такое время, когда храм окажется единственным действующим на всю округу. И сказанное киево-печерскими старцами подтвердилось спустя годы. Первый раз храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка был закрыт местными властями в 1930 году. Часть богослужебных книг и икон сгорела в костре, разожженном возле храма. Из-за наступивших сумерек не уничтоженное в огне имущество храма снесли в один из ближайших сараев. Это обстоятельство позволило тайно унести кое-что и, спрятав в надежном месте, тем самым уберечь для будущих поколений верующих. Как вспоминают яловцы, были предприняты попытки разбить молотом колокола, но такие действия не имели успеха. И сегодня на одном из них, если забраться на звонницу, можно увидеть отколотый край. Надпись, сделанная по ободу колокола, гласит:
«Литъ въ Москвѣ на заводѣ Андрея Дмитріевича Сажгина. 1865 годъ».
Храм в Яловке простоял закрытым до 1942 года. С его открытием Богослужения стал совершать священник Евфимий Белоус.
Евфимий Григорьевич Белоус родился в 1887 году в селе Яловка в крестьянской семье. В то время Яловка входила в состав Верещакской волости Суражского уезда Черниговской губернии. В 1899 году он окончил четыре класса церковно-приходской школы при сельском храме. Обладая хорошим слухом и голосом, с детства пел в церковном хоре и прислуживал священнику в алтаре. Храм для юного Евфимия стал частью его детства. В 1907 году Евфимий Григорьевич Белоус женился на односельчанке Ксении Ерофеевне Роженок.
В 1910 году настоятель храма священник Василий Ромаскевич благословил Евфимия нести послушание псаломщика. Обладая хорошими организаторскими способностями и трудолюбием, он создал хороший хор певчих. С 1921 по 1930 годы Евфимий Григорьевич нес послушание псаломщика под пастырским руководством нового настоятеля протоиерея Иоанна Дорогунцева.
В 1930 году храм был закрыт. Духовный наставник Евфимия Григорьевича протоиерей Иоанн в 1931 году был арестован и пропал без вести. На основании постановления ЦИК и СНК от 1 февраля 1930 года в стране началось раскулачивание, которое коснулось и семьи Евфимия Григорьевича. Как вспоминал его сын Иван Евфимович Белоус: «Отцу предложили отречься от Бога и сказали, что в таком случае раскулачивать не будут, к тому же добавили, что он мужик работящий. На что отец ответил: "Лучше умереть с Богом, чем жить без Него"».
Сохранились некоторые документы, проливающие свет на факты раскулачивания и репрессий в отношении этой семьи. У них было изъято два дома, две лошади, мелкий домашний скот, 40 десятин земли. А потом начались преследования властей. Полтора года Евфимий Григорьевич провел под следствием в Гомельской тюрьме. Супруге его, Ксении Ерофеевне, присудили восемь лет лишения свободы. Но так как она была беременна, то в Клинцовской тюрьме провела всего шесть месяцев и была освобождена.
Затем им пришлось скрываться от преследования властей. С двумя маленькими детьми семья переехала в село Столбун Гомельской области. Неизвестен год рукоположения Евфимия Григорьевича во священника, но, по словам его дочери Марии Евфимовны Осипенко, ее отец служил священником в храме села Столбун.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка был открыт, отец Евфимий вернулся с семьей в Яловку и стал совершать в нем Богослужения.
С 1949 по 1951 годы отца Евфимия неоднократно арестовывали местные власти. По свидетельствам очевидцев батюшку по трое суток закрывали в сельсовете и принуждали, чтобы он подписал облигации, наложенные на храм, и непосильные виды налогов. Священника морили голодом. Как вспоминал Федор Степанович Шпилько, он, будучи еще молодым, по просьбе своей матери приносил отцу Евфимию хлеб и воду и тайно передавал ему через окошко.
В 1952 году отец Евфимий был назначен настоятелем храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла села Добродеевка Злынковского района, где служил до конца жизни. Протоиерей Евфимий отошел ко Господу 24 ноября 1962 года. Отпевание было совершено в храме села Добродеевка. Похоронен протоиерей Евфимий на Боровском кладбище села Яловка. Матушка Ксения похоронена рядом с мужем.
По воспоминаниям Марии Гордеевны Кучиной, Марии Петровны Немченко и Евдокии Исидоровны Приходько после перевода протоиерея Евфимия в Добродеевку Богослужения в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка совершал священник Никита Шило из села Заборье Красногорского района, где в 1952 году сгорел храм во имя святителя Николая. После священника Никиты Богослужения в храме совершал священник Стефан Иванцов, а с 1959 года иерей Исидор Белоусов.
Исидор Семенович Белоусов родился в 1889 году в селе Яловка в крестьянской семье. В 1900 году он окончил четыре класса церковно-приходской школы при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка. В 1910 году Исидор Семенович женился на Матроне Максимовне Шелупайко. Исидор Семенович пел в церковном хоре. В 1959 году он был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма села Яловка.
Иерею Исидору довелось пережить закрытие храма в годы хрущевских гонений. По воспоминаниям дочери иерея Исидора Евдокии Исидоровны Приходько 4 ноября 1963 года на праздник Казанской иконы Божьей Матери в Яловку из Брянска приехали представители уполномоченного Совета по делам религий по Брянской области и сообщили, что храм закрывается на капитальный ремонт на неопределенное время. Была даже составлена смета предстоящих расходов. Навесив на двери замки, они удалились восвояси. Но и при таких обстоятельствах отец Исидор не прекратил совершать Богослужения как на паперти, так и на дому. Верующие приходили на Богослужения в дом священника, иногда приглашали его к себе домой для совершения всенощных бдений накануне праздников и воскресных дней. Несмотря на гонения и притеснения со стороны властей люди тайно приходили к батюшке Исидору крестить детей.
Иерей Исидор отошел ко Господу 17 апреля 1976 года и похоронен на центральном кладбище села Яловка. Матушка Матрона похоронена рядом с мужем.
В последний раз храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка был открыт в 1979 году. С его открытием и возобновлением в нем Богослужений связана такая история. По воспоминаниям Натальи Даниловны Атрошенко, Анны Антоновны Клименок, Марии Гордеевны Кучиной и других прихожан летом 1978 года властями было принято решение использовать храм как складское помещение. В нем и разгрузили привезенные поздним вечером минеральные удобрения. Против такого поругания возстали верующие. Облетевшая село новость утром собрала возле храма яловцев и все, а народу было много, дружно взялись выносить на улицу удобрения. Вскоре уже и пол был вымыт. Но люди еще долго не расходились, пока не удостоверились, что подобные действия со стороны властей не повторятся.
Но одно дело – вынести удобрения, а другое – добиться официального открытия храма. Ведь государственная политика по отношению к Церкви оставалась в основных своих чертах неизменной, какой она сложилась после отставки Хрущева: жесткий контроль за всеми проявлениями церковной жизни и противодействие попыткам расширить область дозволенного для Церкви. Протоиерей Владислав Цыпин в своей книге «История Русской Православной Церкви. Синодальный период, новейший период» пишет, что «за пять лет с 1971 по 1976 гг. число приходов сократилось с 7274 до 7038, в среднем закрывалось по 50 приходов в год. В последующие пять лет среднее количество ежегодно закрываемых приходов уменьшилось до шести, и в 1981 г. Русская Православная Церковь насчитывала 7007 приходов». Закрытие приходов в брежневские времена было обычным делом, но открытие прихода было чудом!
Такое чудо стало возможным благодаря настойчивости яловцев и, особенно, двух женщин: Параскевы Ивановны Комиссар и Екатерины Моисеевны Кучиной. Они писали письма с просьбой об открытии храма в различные органы государственной власти и даже в МИД СССР. Но главное то, что они поехали в Москву и добились приема у председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедова. 5 марта 1979 года уполномоченным Совета по делам религий по Брянской области в Яловку на имя Комиссар П. И. было направлено письмо следующего содержания:
«Прошу прибыть к уполномоченному Совета 13 марта 1979 года по интересующему Вас вопросу. Уполномоченный Совета А. М. Макаров».
В апреле 1979 года состоялось собрание верующих села. Строки протокола собрания донесли до нас имена действующих лиц того времени. Теперь, спустя десятилетия, хочется особо выделить тех, кто стоял у истоков открытия храма.
Президиум собрания:
председатель Клименок Антон Иванович
секретарь Зимняков Иван Яковлевич
члены Атрошенко Анна Трофимовна
Роговская Елена Ивановна
Дикая Екатерина Семеновна
Был избран исполнительный орган прихода в составе:
председатель Шпилько Федор Данилович
зам. председателя Комиссар Параскева Ивановна
казначей Шпилько Екатерина Тихоновна
и ревизионная комиссия прихода:
председатель Шпилько Татьяна Ивановна
члены Атрошенко Наталья Даниловна
Мельникова Евдокия Петровна
Первое Богослужение во вновь открытом храме совершил игумен Борис (Демин). По воспоминаниям Натальи Даниловны Атрошенко первая служба была в Великий четверг при огромнейшем стечении народа. Ведь тогда сей храм был единственным действующим на весь район, население которого составляло около 27 тысяч человек.
После игумена Бориса (Демина) в 1979-1981 годах настоятелем храма в Яловке служил иерей Димитрий Захаров. В эти годы рядом с храмом была построена крестильня.
31 июля 1981 года архиепископом Орловским и Брянским Глебом настоятелем храма был назначен протоиерей Валентин Рубанович.
Валентин Витальевич Рубанович родился 30 июля 1927 года в селе Березово Рокитновского района Ровенской области в семье псаломщика. В 1930 году у Валентина умерла мама. Его отец, Виталий Константинович, уехал в город Пинск, временно оставив сына на воспитание своему тестю протоиерею Симеону Задерновскому, служившему в селе Березово. В 1932 году семья переехала в село Ремель Давидгородокского района Пинской области (ныне Брестская область). В 1933 году Валентин пошел учиться в школу, где в 1940 году получил семилетнее образование.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и учиться дальше не было возможности. Дедушка Константин обучил внука церковному чтению и пению. Клиросное послушание для юного Валентина стало неотъемлемой частью его детства. После окончания войны местный благочинный протоиерей Даниил Кандыба благословил Валентина исполнять обязанности псаломщика в храме во имя архангела Михаила села Ремель Давидгородокского района Пинской области.
1949 год внес изменение в жизнь Валентина. 9 февраля он женился на Ольге Павловне Ноздриной и в том же году поступил на Пастырские курсы при Пинском Епархиальном Управлении. В 1952 году Валентин Рубанович успешно сдал экзамены, а 27 сентября того же года епископом Пинским и Полесским Паисием был рукоположен во диакона храма во имя архангела Михаила, где ранее нес послушание псаломщика.
21 февраля 1953 года архиепископом (впоследствии митрополит) Минским и Белорусским Питиримом диакон Валентин Рубанович был рукоположен во священника храма во имя апостола Иоанна Богослова села Мерлин, а 24 апреля того же года он был назначен настоятелем этого храма.
До назначения в Яловку протоиерей Валентин служил на многих приходах. В Яловке протоиерей Валентин прослужил до 1989 года и был переведен в храм в честь Воздвижения Креста Господня села Курчичи Мглинского района Брянской области.
В 1989-1991 годах настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка был иерей Сергий Мишуков.
Указом № 19 епископа Орловского и Брянского Паисия от 13 февраля 1991 года настоятелем храма в Яловке вновь был назначен протоиерей Валентин Рубанович. Протоиерей Валентин прослужил в Яловке до 3 июля 2003 года.
Последние годы жизни он провел у зятя иерея Владимира Попова и дочери Марии в городе Стародубе. Протоиерей Валентин Рубанович отошел ко Господу 16 февраля 2005 года. Отпевание было совершено благочинным Новозыбковского округа протоиереем Владимиром Похожай в сослужении духовенства благочиния в храме в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова. Похоронен протоиерей Валентин рядом с матушкой Ольгой на Людковском кладбище города Новозыбкова.
В 2003-2004 годах Богослужения в храме совершал иерей Александр Буденный, приезжавший в Яловку из села Добродеевка Злынковского района.
С 2005 года по настоящее время настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка является иеромонах Антоний (Маклаков).
Иеромонах Антоний в 2024 году, ко Дню Святой Пасхи, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, награжден правом ношения наперского креста с украшениями.
* * *
За последние два десятилетия в храме, крестильне и на храмовом участке было совершено множество работ. Следует упомянуть некоторые из важнейших.
Самым долгим из этих дел было спиливание деревьев, коими храм был обсажен со всех четырех сторон. Начатое еще в 2007 году, дело было завершено лишь в 2024 году.
В 2012 году в храме были заменены все окна.
В 2014 году была полностью заменена звонница храма.
В 2015 году полностью замена крыша храма. Эти работы включали замену всего кровельного материала, всей стропильной системы, всех потолков и частичную замену верхних бревен на храмовых стенах. Также были полностью переделаны все три храмовых крыльца.
В 2016 году полностью заменена вся электропроводка в храме, храм утеплен по всему периметру изнутри, покрашен изнутри, заменены боковые двери.
В 2021 году храм был полностью покрашен снаружи.
Также в разные годы был произведен внутренний ремонт в крестильне и покраска ее крыши.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка пережил века. Очень многое в нем сделано, что-то еще предстоит сделать. Да примет Господь праведные труды всех почивших священнослужителей и прихожан святого храма сего и да сохранит Он ныне живущих на многая и благая лета!
Информация составлена по состоянию на 2024 год.