В книге Лузика С.К. «Отчий край» мы читаем: «Сотни Новоместской. Село Новые Бобовичи принадлежит Киево-Печерской Лавре. Публичного строения тут нет. Есть амбар, сделанный общественным коштом для склажи хлеба, заготовляемого на непредвиденный случай, один, церковь деревянная одна, дом экономический». Эти сведения автор взял из книги «Опись Новгородсеверского наместничества 1779-1781 гг.».
Земли, на которых расположено село Новые Бобовичи, действительно долгое время относились к Черниговской губернии. При написании запросов в Черниговскую и Московскую епархии с просьбой об информации по храмам в селе Новые Бобовичи - из Украины ответа так и не поступило, а вот из Московской епархии долгожданное письмо было получено. В нем сообщалось: «Ныняшний храм Новых Бобович в честь Архангела Михаила был теплым храмом Каташинского монастыря и освящен в Бобовичах в 1794 г. Число прихожан Михайловской церкви в 1790 г. - 708 мужчин и 700 женщин; в 1810 г. - 742 мужчины и 768 женщин; в 1830 г. - 818 мужчин и 857 женщин; в 1850 г. 947 мужчин и 1022 женщин; в 1860 г. - 1001 мужчина. 1085 женщин».
В книге Злобова В.И. «Про Новозыбковский край, родную сторону» есть этому факту подтверждение: «В селе Новые Бобовичи была построена церковь. Церковь в селе была теплым храмом Каташинского монастыря. После его закрытия в 1787 году одна из церквей монастыря была отдана и перевезена в село Новые Бобовичи». Что же это была за церковь? Кто ее построил в Каташинском монастыре? Опираясь на исследования Черниговского краеведческого музея, мы выяснили, что в конце XVII века у монастыря появился богатый покровитель –полковник Стародубского полка Михаил Миклашевский, который и наделил монастырь землями, так необходимыми для хозяйственных нужд. В 90-е годы XVII века он же построил два храма деревянные: один – во имя Святителя Николая, а другой – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Все последующие церкви монастыря были каменными. Т.е. храм, перевезенный в с.Новые Бобовичи – это один из двух деревянных храмов Каташинского монастыря. К моменту строительства храма в Новых Бобовичах, он уже имел возраст около ста лет.
Позже при сельской церкви была построена церковно-приходская школа. В книге Выкочко Л.М. «Как это было» мы читаем: «Положительным можно отметить то, что в 43 ЦПШ губернии существовали певческие хоры мальчиков, в том числе в 5 школах Новозыбковского уезда (Нобобовичской, Вышковской, Курозновской, Сыто-Будской и Туроснянской)».
Храм в Новых Бобович прослужил людям 143 года.
В 1937 году церковь была разрушена, вернее с нее сбросили кресты и колокола со звонницы. Вот что рассказывает очевидица этих событий Дорохова Анастасия Тимофеевна: «Вход в церковь был со стороны семилетней школы. Ворота железные и цвинтер (церковный двор) огорожен тоненькими металлическими прутиками в виде пики наверху. В церкви большие окна. Внутри храма много икон. Мне запомнились две: Божья Матерь и Архангел Михаил (храмовая икона). Они были очень большими. Икона Архангела Михаила выше моего роста. На крыше один купол, а где-то над входом располагались звоны (колокольня). Колоколов было много и разных размеров. Когда их сбрасывали, мы были на уроке истории. Я тогда училась в пятом классе. Раздался на улице сильный грохот, мы выбежали посмотреть, что случилось. Оказалось, что начали сбрасывать колокола со звонницы. Падающие большие колокола входили в землю на некоторую глубину. Собравшиеся вокруг старушки плакали.
Когда кресты и колокола были сброшены, церковь превратили в клуб. После войны сруб перевезли ближе к сельскому совету и опять в помещении сделали Дом культуры. При разборке церкви много бревен и досок было сломано. Их возили к реке, чтобы сжечь на костре. Там свинарки варили свиньям картошку. Потом здание опять разобрали и перевезли в колхозные гаражи, сделав из него зернохранилище. Но и его потом разобрали на дрова».
Также есть сведения, что до церкви Архангела Михаила в селе Новые Бобовичи тоже был храм. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» есть такие слова: «... но и прежде того был здесь храм», т.е. прежде церкви Архангела Михаила. А в сельском Доме культуры бережно хранятся рукописные листочки, которые оставила будущим поколениям Пинчукова Анастасия Илларионовна – местная жительница. Она на них записала историю села с древнейших времен по середину XX века. Многие факты из ее рукописи подтверждаются историческими документами.
Вот, что мы читаем: «Когда люди жили общиной, у них был молельный дом. Затем стали строить монастыри и церкви. Строили на пожертвования. Когда селение образовалось в село, церковь расширили. Стояла она, где сейчас школьный сад. Обсажена была вековыми липами. Сто лет тому назад (уже 150 лет) был большой пожар. Почти все село сгорело, а церковь осталась (это была уже церковь Архангела Михаила). Ее потом обновили и построили школу напротив церкви. Называлась церковная школа (церковно-приходская школа). Было также два монастыря мужских. Один на Шкарубкиной горе, второй – на Пряниковой горе. В 1953 году приезжали ученые, у них была карта и они делали раскопки. Искали останки мамонтов. А на краю обрыва около реки (на Пряниковой горе) нашли кладбище мужское. Были гробы и лежали мужские и детские останки. Дальше была мастерская, производили разные изделия. Здесь был мужской монастырь». Доказательств существования монастыря на Пряниковой горе тоже много. Кладбище действительно было и возможно еще осталось. Земля на обрыве перестала обрушаться. А раньше люди часто у подножья этого холма находили человеческие черепа и другие кости.
Что же касается самого монастыря, то сейчас на его месте находится дачный участок. Владелец земли рассказывал, что во время перепахивания участка постоянно находит очень старую, покрытую зеленой глазурью плитку, а также кирпичи нестандартного размера. Кроме того, женщина (изустное повествование, имя её не известно), которая здесь жила ранее, рассказывала, что во время весеннего снеготаяния в холме раздавался шум текущей воды, а однажды на огороде лошадь по брюхо провалилась под землю. Присутствующие испугались, а яму забросали камнями и землей. Есть версия, что монахи построили подземный ход из монастыря на случай осады, он то и был «обнаружен» провалившейся лошадью. Но это уже совсем другая история.
Важно, что земля Новобобовичская изобилует святыми местами. О них непременно нужно писать, их нужно изучать и рассказывать о них последующим поколениям.
С большим трудом удалось выяснить имена и судьбы лишь нескольких священников церкви Архангела Михаила в Новых Бобовичах. Все в тех же воспоминаниях Анастасии Илларионовны мы читаем: «Во второй половине XIX века священником был Кашлаков. Много лет работал. Священников и их родственников хоронили на церковном дворе». Как мы впоследствии выяснили – кладбище действительно существовало. Кроме того, удалось отыскать список духовенства Новозыбковского уезда 1876 года. В нем значатся настоятель церкви в селе Новые Бобовичи священник Иоанн Кашлаков, помощник священника Николай Никольский и псаломщики: 1-й Петр Красногорский, 2-й Александр Пикулев и 3-й Григорий Пиневич. Записи Пинчуковой Анастасии Илларионовны подтверждаются. Поэтому мы все более серьезно относимся к тому, что написано ей от руки на шести тетрадных листах.
Также удалось изыскать биографические данные о священнике Симеоне Павловиче Баталине, служившем в храме Архистратига Михаила села Новые Бобовичи с 22 октября 1891 года до самой своей кончины в – 1 декабря 1897 года. О нем известно следующее: Точная дата и место рождения – неизвестны. Предположительно родился в 1857 году в Калужской губернии в семье священника. В 1872 году поступил в Калужскую духовную семинарию, которую окончил в 1878 году по 2-му разряду (Калужские епархиальные ведомости (далее-КЕВ) 1878 г.№3 стр. 260.
6 октября 1878 года определен на псаломщицкую вакансию к Мещовскому собору Калужской епархии (КВЕ 1878 г. №20 стр. 226) (Настоятелем Мещовского собора значился протоиерей Сергей Михайлович Баталин).
В 1879 году назначен священником Малиноостровского Рождество-Богородицкого единоверческого девичьего монастыря Новозыбковского уезда (Адрес-календарь духовного ведомства Черниговской епархии на 1879 год, стр.169).
С 8 июля 1882 года назначен священником в церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Старые Бобовичи Новозыбковского уезда (Черниговские епархиальные известия (далее-ЧЕИ) 1882 г.№27, стр.401).
В 1884 году при священнике Симеоне Баталине открыта церковно-приходская школа, которая размещалась в наемном помещении и содержалась на средства церкви и общества. В этой школе он преподавал Закон Божий.
В 1885 году назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Новозыбковского уезда (ГАБО Ф.473 оп.1 д.20, л.2).
29 ноября 1885 года за «усердную и беспорочную службу» награжден набедренником (ЧЕИ 1885 г. №24, стр.774).
В 1888 году на три года избран депутатом от Новозыбковского уезда для епархиальных и окружных съездов по делам духовно-учебных заведений (1889 г. №9, стр.364).
С 15 июня 1889 года – член благочинного совета 1 округа Новозыбковского уезда (ЧЕИ 1889 г. №14, стр.588).
22 октября 1891 года перемещён к церкви св. Архистратига Михаила с.Новые Бобовичи Новозыбковского уезда (ЧЕИ 1891 г., №23, стр.792). преподавал в местной церковно-приходской школе. Для школьной библиотеки приобрел 300 томов книг разного содержания (ГАБО, Ф.473, оп.1, д.13, л.11).
По резолюции епископа Черниговского и Нежинского от 24 декабря 1891 года награжден Скуфьёй (ЧЕИ, 1892г., стр.35).
В 1893-97 годах – член Новозыбковского уездного отделения Епархиального училищного совета в качестве наблюдателя школ (ЧЕИ. 1893 г., №5, стр.79, 1894 г. №1, стр.41, 1896 г.№8, стр.228, 1897г., №9, стр.234, 1898 г., №9,стр.224).
В феврале 1894 г. написал заметку «Устройство нового помещения для церковно-приходской школы в селе Старые Бобовичи Новозыбковского уезда» (ЧЕИ, 1894 г., №3, стр. 147 (раздел Прибавление).
В 1892-93 годах являлся члено-соревнователем братства св.Михаила князя Черниговского (ЧЕИ, 1894г., №7, стр.306 (раздел Прибавление).
В 1894097 годах – член Новозыбковского отделения братства св.Михаила князя Черниговского (ЧЕИ, 1896 г., №11, стр.403, 1897 г., №10, стр.313 (раздел Прибавление).
Почил о Господе 1 декабря 1897 года в возрасте 40 лет в с.Новые Бобовичи, похоронен «на цвинтаре» (ЧЕИ, 1898 г., №1, стр.12). Данная биографическая справка составлена потомком священника Симеона Баталина – Иваном Николаевичем Тарасевичем (пгт.Климово, Брянской области).
Еще об одном священнике информация имеется в сети Интернет. Вот что там сказано. «Священник Мещерский Алексий Александрович. Родился 07.02.1893 года в селе Рыдань Болховского уезда Орловской губернии в семье священника. В 1914 году окончил Черниговскую Духовную семинарию. 12 октября 1914 года епископом Пахомием, викарием Черниговской епархии, рукоположен к Михайловской церкви с. Новые Бобовичи». Служил он в храме три года, а в 1917 году переведен священником Введенской церкви с.Дивовка Черниговской епархии. В 1930 году был арестован, осужден на 10 лет лагерей. Скончался 05 ноября 1950 года в Старой Руссе.
Последним священником храма Архангела Михаила в Новых Бобовичах был Виноградский Василий Степанович. О нем мы узнали больше всего, потому что он был священником долгое время и еще живы в селе люди, которые его помнят. Родился он в 1869 году в селе Печенюги Новгородсеверского уезда Черниговской губернии. В начале XX века в селе было две школы: церковно-приходская и земская. Закон Божий в них преподавал священник, а его дочери: Неонилла Васильевна и Евгения Васильевна, преподавали грамоту, чистописание и арифметику. Пришел 1937 год. К этому времени во многих селах Новозыбковского района церкви уже были разрушены (особенно этим отличился 1935 год). Напомним, что храм в селе был осквернен и разрушен в 1937 году. В этот год были сброшены не только колокола со звонницы храма и крест с главного купола, но и было репрессировано около сорока человек – жителей села Новые Бобовичи. Полным ходом шло раскулачивание, и священники новой власти тоже были не нужны. В первых числах октября 1937 года арестовывают и священника Виноградского Василия Степановича. Его обвиняют в антисоветской деятельности (статья 58-10 ч.1.58-11 УК РСФСР). Осужден тройкой УГБ УНКВД Западной области 5-6 октября 1937 года «Осужденные признаны виновными в том, что они, будучи выходцами из социально чуждой среды и недовольны советской властью, объединились в контрреволюционную группу и занимались проведением антисоветской агитации против выборов в Верховный Совет СССР коммунистов, распространяли провокационные слухи о войне с Японией и гибели советской власти». Приговор: высшая мера наказания –расстрел. Приговор приведен в исполнение в Соловецких лагерях. Реабилитирован Президиумом Областного Суда Брянской области в 1959 году. Одно утешение для жителей нашего села, что жизнь последнего священника Новобобовичской церкви оборвалась в священном месте для каждого православного человека – на Соловецких островах, где расположен ныне Соловецкий монастырь.
Также известно, что священником в сельском храме служил Петр Савельевич Телепнёв, но годы его священнического служения и жизненный путь, к сожалению, не известны.
Очень трудно представить себе, каково было внутреннее убранство храма, если даже сам внешний его облик зарисован со слов двенадцатилетней на тот момент девочки, которая смотрела, как сбрасывают колокола со звонницы. И тем не менее, нам кое-что удалось восстановить. Со слов Дороховой Анастасии Тимофеевны, внутри церкви находилось большое количество икон. Икона Архангела Михаила была храмовой и весьма внушительных размеров (более 1,5 метров в высоту). К сожалению, икона не сохранилась.
После закрытия храма, творились страшные беззакония. По словам жителей села известно, что из некоторых деревянных икон делали столешницы для обеденных столов. А вот икону Архангела Михаила удалось тогда спасти. Около тридцати лет она хранилась у Святохо Федора Алексеевича, за что его семья его неоднократно во времена Советской власти платила штрафы. Затем настали другие времена. Люди вспомнили о Боге и возродили народное празднование Престольного праздника, получившего в народе именование «Свеча». Согласно воспоминаниям сторожил села, храмовая икона, за неимением в селе храма, передавалась на хранение из дома в дом. Последнее ее пристанище – дом Степуро Алексея Федоровича. Почему последнее пристанище? Дело в том, что в 2010 году этот дом сгорел со всем имуществом, хозяин сам еле спасся.
Безвозвратно также утеряны церковные принадлежности и реликвии, хранившиеся вместе с иконой, речь о них идет в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии»: «Здесь Евангелие 1748 г. Крест кипарисный в серебре. Оправа (?) с надписью «иеромонаха Макария». Вообще, все серебряные и другие ценные вещи были изъяты у церквей Новозыбковского уезда в 1921-1922 годах. В историко-краеведческом очерке «Новозыбков» мы читаем: «В 1921 году в Поволжских губерниях разразился голод, вызванный засухой и последовавшим за ней неурожаем. Для оказания помощи голодающим Поволжья в уезде шло изъятие церковных ценностей. В 1921-1922 годах на территории уезда насчитывалось 114 религиозных сооружения, в том числе 104 церкви, 1 костел и 9 синагог. В ходе компании по изъятию церковных ценностей по уезду было собрано 47 пудов 38 фунтов 68 золотников 48 долей (примерно 768 килограмм) серебряных предметов, 3 фунта 55 золотников 24 доли (примерно 1,5 килограмма) золотых предметов, 8 драгоценных камней, серебряных монет на сумму 591 рубль 25 копеек». И все же кое-что дошло и до наших дней. Во-первых, это предметы, найденные во время поиска фундамента церкви. Из наиболее значимых находок следует отметить фрагмент украшения внутреннего убранства церкви из обожженной глины, фрагмент керамики с рельефным узором и металлическое изделие для крепежа деревянных конструкций. Кроме того, оказывается, самая главная из оставшихся церковных реликвий, хранилась в местной школе - школьный колокольчик. Внимательно присмотревшись, мы обнаружим на нем надпись «КОГО ЛЮБЛЮ: ТОГО И ДАЮ СЕИ: КО: ЛИТЪ: ВАЛДАЕ». Как следует из этой надписи, колокольчик отлит на Валдае (возможно, что и остальные колокола для церкви отливались там же). Ну а его древность сомнений не вызывает. Сколько помнят работники школы и жители села, этим колокольчиком пользовались еще в семилетней школе (бывшей церковно-приходской). Вероятнее всего, когда сбрасывали колокола со звонницы, кто-то из работников или учеников школы, которая находилась напротив, сумел спрятать самый маленький колокольчик, и он благополучно дожил до наших дней и еще является главным атрибутом на школьных праздниках.
Также сохранилась лжица, употреблявшаяся в разрушенном храме. Теперь она бережно хранится православными жителями села.
Вот так и сложилось, что храм в селе был утрачен, а духовная и богослужебная жизнь – прерваны.
Но не утратилась вера в сердцах людей, не погибло стремление душ человеческих к Богу.
В селе Новые Бобовичи в 2012 году открыт Молитвенный дом, выделенный для религиозных нужд православной общине из фонда жилых помещений Сельской администрации. Молитвенный дом освящен в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
С этого года можно говорить о первых шагах по возрождению молитвенной и богослужебной жизни в селе.
Также, стараниями школьников и педагога Новобобовичской школы Александра Васильевича Ерошенко было доподлинно установлено место, где когда-то стоял храм – были обнаружены остатки фундамента. Стараниями настоятеля храма в честь Святой Троицы города Новозыбкова протоиерея Николая Шестопалова на этом месте был установлен Поклонный крест.
Впервые Таинства Исповеди и Причащения местных жителей совершил благочинный Новозыбковского церковного округа протоиерей Владимир Похожай. Случилось это знаковое событие в Четверг Первой седмицы Великого поста - 1 марта 2012 года
Совершив Чин исповеди, отец Владимир обратился к собравшимся со словами пастырского наставления, сказав в частности: «Божией Милостию, в селе в этом году открыт Молитвенный дом. Открыт он по инициативе местных жителей, при активном содействии Администрации села. Но это не окончание работы духовного возрастания, а лишь ее начало: попечение о здании, неленостное совершение молитвы, жизнь по Заповедям – вот то, что теперь должно стать присуще каждому жителю Новых Бобович. Нам надлежит восстановить ту святыню, которая была некогда разрушена».
Затем священник рассказал присутствующим о Таинствах Святой Церкви, ведь многие в этот день впервые приступили к Святой Чаше.
Совершив Таинство Причащения, Благочинный поздравил верующих с сим знаменательным событием в их жизни и пожелал крепости духовных и телесных сил в прохождении постного поприща Святой Четырядесятницы.
7 октября 2012 года установлен купол и Крест. При стечении местных жителей, в присутствии Главы Старобобовичского сельского поселения Заболоцкого Михаила Михайловича, Благочинный Новозыбковского церковного округа Брянской Епархии протоиерей Владимир Похожай совершил Чин освящения новосооруженного Креста, который затем был водружен на Молитвенном доме. Крестово-купольная конструкция была изготовлена местными Новозыбковскими мастерами по инициативе и при финансовом обеспечении выходца села Новые Бобовичи директора ООО «Строй-Победа» Олега Павловича Ганжи. Для установки изготовленной конструкции мастерами использовалась специальная техника, предоставленная жителем города Новозыбкова Шевченко Валерием Петровичем.
Послушание по духовному окормлению жителей села Новые Бобовичи в разные годы несли разные священники из числа клириков Новозыбковского благочиния: иерей Владимир Похожай, протоиерей Александр Буденный, протоиерей Виталий Рубанович, иерей Серафим Похожай.
23 апреля 2013 года, во вторник 6-ыя седмицы Великого поста, в Молитвенном доме села Новые Бобовичи Новозыбковского благочиния, впервые было совершено Таинство Елеосвящения (Соборования). К Таинству Соборования приступили 14 жителей села. По распоряжению Благочинного Новозыбковского церковного округа протоиерея Владимира Похожай, Богослужение совершил клирик храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова священник Серафим Похожай.
С 2013 года в Молитвенном доме регулярно совершались освящения плодов нового урожая в день Преображения Господня, освящения Пасхальных куличей и иной Пасхальной снеди в сам День Святой Пасхи, Чин Великого освящения воды в День Богоявления Господня, соборная молитва на Крестовоздвижение. Соборная молитва неукоснительно сопровождается произнесением проповедей и пастырскими наставлениями верующих.
С 2013 года приходская община Молитвенного дома принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении международной научной конференции «Михайловские чтения», ежегодного турнира по настольному теннису в сельской школе, а особое место в миссионерской и молодежной работе прихода с молодежью является проведение туристического молодежного лагеря «по волнам Ипути».
21 ноября 2014 года – в День Престольного торжества, при совершении соборного Богослужения, Благочинный Новозыбковского церковного округа Клинцовской епархии, возглавивший торжества, передал в дар Молитвенному дому икону Архангела Михаила, весьма похожую на утраченную из старинного разрушенного храма. Теперь этот святой образ небесного покровителя села достойно почитается прихожанами.
17 августа 2014 года, в духовной жизни села произошло еще одно важное событие. В рамках Архипастырского визита в пределы Новозыбковского благочиния, Молитвенный дом посетил Преосвященнейший Сергий Епископ Клинцовский и Трубчевский. Епископ совершил молитву с прихожанами Молитвенного дома и благословил их на дальнейшие труды по организации церковной жизни в селе.
Жизнь прихода развивалась, Молитвенный дом обустраивался и наполнялся необходимой церковной утварью.
И вот настал знаменательный и волнующий день: 4 апреля 2015 года, в Лазареву субботу, в завершении Великого поста, в Молитвенном доме в честь Архистратига Михаила села Новые Бобовичи совершена первая Божественная литургия. Богослужение, по благословению Благочинного, совершил ответственный по духовному окормлению жителей села Новые Бобовичи священник Серафим Похожай.
Песнопения Литургии исполнил малый состав хора храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова: регент - Любовь Похожай, уставщик – Гутникова Нина Петровна, чтец - Неонилла Похожай; пономарское послушание несли Лаврусь Олег и местный житель Александр Лукич.
По случаю такого торжества, в небольшом, но уютном помещении собрались православные жители села: все, от первоклашек местной школы до сторожил, вознесли благодарственную молитву Господу о возрождении служения Литургий на их малой Родине и просили Вседержителя ниспослать благоденствия и мира России и каждому ее жителю.
Причастниками Святых Христовых Таин стали 75 православных христиан.
С тех пор Божественная литургия совершается в Молитвенном доме около десяти раз ежегодно.
14 ноября 2015 года, в день памяти святых бессребреников Косьмы и Домиана, Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир совершил Архипастырский визит в Новозыбковское благочиние и посетил III историко-педагогические православные Михайловские чтения в школе села Новые Бобовичи.
В этот день Владыка Владимир совершил освящение Молитвенного дома.
В дар школьной библиотеки Архиерей преподнес несколько экземпляров Святого Евангелия на русском языке.
Встреча с Епископом для многих из присутствующих на чтениях явилась первой встречей с Епископом Православной Церкви, а слова Владыки, проникновенные, мудрые и трогательные, теплотой отозвались в сердцах ребят.
02 апреля 2016 года, в селе Новые Бобовичи (Новозыбковский р-н) Новозыбковского церковного округа Клинцовской Епархии совершено соборное Богослужение, которое возглавил протоиерей Владимир Похожай.
Отец Благочинный прибыл в село во второй половине дня, в субботу перед Неделей Крестопоклонной Великого поста. Этого дня селяне ждали долго. Дело в том, что в Молитвенном доме, что устроен в селе в честь Архистратига Божия Михаила, только что завершились ремонтные и благоукрасительные работы: заменен и укреплен пол, отремонтирована воздушно-вентиляционная система здания, устроен новый Престол, Жертвенник и установлены новые иконы в передней части молитвенного помещения, которые теперь были освящены.
Несколько слов следует сказать и социальном служении прихода Молитвенного дома села Новые Бобовичи. Так, например, 24 декабря 2017 года, день воскресный, по благословению благочинного Новозыбковского церковного округа Клинцовской Епархии протоиерея Владимира Похожай, руководитель отдела по социальному служению Новозыбковского благочиния иерей Иоанн Цыганок провел социально-благотворительную акцию, направленную на оказание адресной помощи многодетным семьям, а также социально-неблагополучным и малообеспеченным людям, проживающим в пределах Новозыбковского благочиния.
Состоявшаяся акция стала продолжением цикла встреч с подопечными, которым требуется участие социально-благотворительного отдела благочиния.
Встреча состоялась в Михайло-Архангельском Молитвенном доме села Новые Бобовичи, в присутствии Председатель местного сельского совета Яковитова Павла Анатольевича и Депутата районного собрания Ерошенко Александра Васильевича, с которыми заранее был оговорен список семей и отдельных детей, которым в этот день была оказана адресная благотворительная помощь.
Встреча началась с молитвы и душеполезной беседы о Рождестве Христовом, о приближающемся новолетии, о добрых делах и о покаянии, которую провел с пришедшими ответственный по работе с молодежью в Новозыбковском благочинии иерей Серафим Похожай.
Затем, иерей Иоанн, прибывший в Новые Бобовичи в сопровождении клирика храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Новозыбкова иерея Алексия Башкова, раздал нуждающимся продукты питания, теплые вещи, предметы гигиены и обувь, собранные с целью благотворительной раздачи именно таким нуждающимся, прихожанами храмов города Новозыбкова.
Отец Иоанн горячо поблагодарил Павла Анатольевича и Александра Васильевича за деятельное участие в проведении благотворительной акции и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество в деле попечения о нуждающихся. Также всем присутствовавшим на встрече, как дар к празднику Рождества Христова, были вручены экземпляры Святого Евангелия.
С 17 по 19 мая 2018 года, в урочище Каменка - районе села Новые Бобовичи Новозыбковского района, по благословению правящего архиерея Клинцовской епархии епископа Владимира прошел II Форум православной молодежи, приуроченный к 100-летию расстрела Царской семьи.
Участниками форума стали молодежь православных объединений Клинцовской епархии, образовательных учреждений Новозыбковского района, г. Новозыбкова, а также районов Брянской области и представители образовательных учреждений Республики Беларусь.
По прибытии на место был установлен полевой лагерь. Благоустройством полевого лагеря, оборудованием полевой кухни и заготовкой дров занимались сами ребята. Под открытым небом был построен и походный храм, соборное служение Божественной литургии в котором возглавил епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир.
Его Преосвященству сослужили: Благочинный Новозыбковского церковного округа протоиерей Владимир Похожай, Секретарь Клинцовского Епархиального Управления протоиерей Василий Воликов, Благочинный Трубчевского церковного округа протоиерей Александр Слюнкин, Благочинный Унечского церковного округа протоиерей Андрей Пусько, Благочинный Климовского церковного округа протоиерей Димитрий Снигирев, Благочинный Почепского церковного округа протоиерей Ростислав Козак, Благочинный Погарского церковного округа протоиерей Алексий Гуторов, Благочинный Клетнянского церковного округа протоиерей Игорь Воликов, помощник благочинного Климовского церковного округа по работе с молодежью протоиерей Илия Вакарюк, Руководитель Миссионерского отдела Клинцовской Епархии иерей Сергий Магон, Руководитель Миссионерского отдела Новозыбковского благочиния иеромонах Антоний (Маклаков), помощник благочинного Стародубского церковного округа по работе с молодежью иерей Алексий Куликов, Ответственный за социальную работу в Новозыбковском благочинии иерей Иоанн Цыганок.
Диаконское служение за Божественной литургией совершил диакон Алексий Селиванов, песнопения Богослужения прозвучали в исполнении хора храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова под управлением регента Любови Похожай.
За Богослужением, вместе с участниками лагеря, которых в этом году насчитывается свыше 250-ти человек, молились: Глава Администрации Новозыбковского района Станислав Николаевич Кошарный, Депутат Брянской областной Думы Пешехонов Дмитрий Владимирович, Герой Российской Федерации Постоялко Александр Викторович, Глава Новобобовичского сельского поселения Яковитов Александр Анатольевич, Заместитель Главы Администрации Новозыбковского района Пушная Юлия Викторовна, Комендант лагеря и его непосредственный организатор Ерошенко Александр Васильевич.
Многие из участников православного лагеря в этот день стали причастниками Тела и Крови Христовых.
Обращаясь к молодежи, Его Преосвященство поздравил ребят с открытием Форума и рассказал о главной его теме - расстреле царской семьи. «Мы не только вспоминаем это зловещее событие, но, прежде всего, мы должны с вами понять, почему это произошло, что случилось с нашим народом, что они подняли руку на помазанника Божия, которого боготворили, приносили ему присягу, рассыпались в любезностях и славословили. Это важно узнать, дорогие ребята, потому что то, что произошло тогда, актуально и в сегодняшние дни. И нам, прежде всего, как людям верующим и православным очень важно уяснить причины этого грехопадения и отпадения от православной веры».
Владыка Владимир в этот уделил внимание каждому участнику форума: Епископ лично посетил каждый палаточный городок, приветствовал команды и общался с молодежью.
Епископ Владимир также посетил и места дислокации подразделения МЧС г.Новозыбкова, которое обеспечивало безопасность при проведении всего лагеря, а также подготовило и провело мастер-классы по выживанию и ТБ. Владыка пообщался с личным составом подразделения и поблагодарил командира – Жабченко Ивана Ивановича за оказанное содействие.
Форум православной молодежи способствует духовно-нравственному становлению личности, поэтому внимание молодежи, руководителей групп было обращено на миссионерское служение. Руководитель миссионерского отдела иерей Сергий Магон продолжил эту мысль в своей лекции-беседе.
Насыщенный день продолжился спортивными мероприятиями. Ребятам была предоставлена возможность показать свои разносторонние знания, проявить смекалку, личные и командные качества, а также узнать что-то новое.
19 сентября 2018 года, в день Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах), преосвященный Владимир, Епископ Клинцовский и Трубчевский вновь посетил село Новые Бобовичи. Здесь, у Поклонного Креста, Владыка, духовенство и миряне совершили молитвенное поминовение павших в годы Великой Отечественной войны.
В Новозыбковском благочинии активно ведется работа с молодежью. Ребята принимают участие не только в богослужениях, но и занимаются волонтерской деятельностью. По инициативе оргкомитета в память о 75-летии освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков у Молитвенного дома в честь Архистратига Михаила волонтеры учебных заведений, молодежных Отделов епархии, совместно с Архиереем и духовенством, высадили аллею плодовых и декоративных деревьев.
Затем владыка Владимир благословил и окропил Святой водой участников III футбольного турнира и молодежь, которая решила вступить в ряды Юнармии, пожелав последним соблюдать верность присяге.
«Самая сильная клятва у нас на Руси была на Кресте. Когда клялись на Кресте, приносили клятву не только стране, но и Богу. Это очень сильная и страшная клятва. Поэтому я желаю, чтобы и вы, так же, как и наши предки, принесли клятву не только на словах, но и на Кресте», - заключил архипастырь.
21 мая 2019 года, Епископ Владимир вновь посетил село Новые Бобовичи, где возглавил служение Божественной литургии под открытым небом, а также благословил III Форум православной молодежи Клинцовской Епархии, открывшийся молитвой и проходящий под девизом «За живое общение!»
Его Преосвященству сослужили: Благочинный Новозыбковского церковного округа протоиерей Владимир Похожай, благочинный Погарского церковного округа протоиерей Алексий Гуторов, помощник Благочинного Климовского церковного округа протоиерей Илия Вакарюк, настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла иеромонах Мелитон (Приемко), клирик храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова иерей Владимир Похожай и клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Новозыбкова иерей Алексий Башков. Служение диаконского чина совершил диакон Алексий Селиванов.
Песнопения Богослужения исполнил хор храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова, регент – Любовь Похожай.
В этом году участие в Форуме приняли более 220 ребят из молодежных православных объединений Клинцовской епархии, образовательных учреждений Новозыбковского района, районов Брянской области и представители образовательных учреждений Республики Беларусь.
Полевой лагерь ребята оборудовали сами под руководством своих наставников. В рамках мероприятия для всех участников была организована насыщенная программа, включающая в себя различные конкурсы, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, историко-православные викторины, полоса препятствий и другое.
Обращаясь к молодежи, представителям администрации Новозыбковского района, депутатскому корпусу, Его Преосвященство акцентировал свое внимание на девизе Форума, отметив, что живое общение – это не только общение глаза в глаза, обсуждение различных тем, но и духовное единение, являющееся одной из целей мероприятия.
«Без веры невозможно угодить Богу. Вера – это стержень человеческой души. Без веры человек превращается в животное, и только вера возвышает и сближает людей между собой. Есть духовная аксиома – чем ближе человек к Богу, тем ближе он становится и к своим близким людям», - сказал правящий архиерей и поблагодарил руководство района за помощь в организации Форума.
Также Епископ совершил обход полевого лагеря, где в неформальной обстановке пообщался с молодыми людьми, руководителями и устроителями Форума и преподал им свое Архипастырское благословение.
08 июля 2022 года, День семьи, любви и верности, День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, в Новозыбковском благочинии ознаменован миссионерской акцией, ведь Господь Иисус Христос сказал своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 20: 19-20).
Удивительное событие, какого не было на Новозыбковской земле еще никогда, состоялось в день 15-летия установления празднования Дня семьи, любви и верности – миссионерский поход в селе Новые Бобовичи.
Идея акции «Миссионерский поход» заключалась в том, чтобы всем, кого миссионеры встретят на своем пути, рассказать о Христе, поведать о подвиге святых супругов Петра и Февронии, в дар преподнести православную икону, ромашки – символ Дня семьи, любви и верности, предложить сладкое угощение, а также составить душеполезную беседу о целомудрии, о любви ко Святой Руси и о христианском благочестии.
Участниками миссионерского путешествия стали: настоятель Молитвенного дома в честь Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных села Новые Бобовичи иерей Серафим Похожай, учитель русского языка и литературы Новобобовичской СОШ Елена Михайловна Ракунова-инициатор миссии, пономарь храма в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова Николай Кузюков, участники общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организация «Российское движение школьников» (Новобобовичская СОШ), участники православного молодежного клуба «Катехумен», добровольцы.
Священник, педагог и юные христиане с радостью прошли по селу – несколько часов заняло миссионерское путешествие. Но несоизмеримо больше приобрели и те, к кому было обращено слово о Христе, и сами миссионеры – радость общения, опыт проповеди, стремление к миру и любви среди христиан!
С сентября 2022 года настоятелем Молитвенного дома определено быть Благочинному Новозыбковского церковного округа Клинцовской епархии протоиерею Владимиру Похожай.
Послушание старосты возложено на Надежду Ивановну Смирнову.
Молитвенный дом в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных села Новые Бобовичи на сегодняшний день является центром духовной жизни селян. Приходская община ведет активную работу по благоукрашению молитвенного помещения, стремится развивать взаимоотношения с образовательными учреждениями села, выстраивать диалог с органами местного самоуправления, вести социальную и благотворительную работу во славу Святой Троицы.
Информация составлена по состоянию на 2024 год.