Деятельность по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Новозыбковском благочинии
Год назад в новозыбковской центральной библиотеке имени князя Николая Дмитриевича Долгорукова прошла научная конференция, посвященная памяти этого замечательного человека. До сих пор новозыбковцы учатся в построенной им гимназии (СОШ №1) и двух корпусах сельскохозяйственного училища (филиал Брянской Аграрной Академии). На конференции шла речь и о судьбах близких родственниках князя – родителях, супруге Марии Павловне, детях, братьях, племянниках. Выступления готовили учащиеся школ и СУЗов под руководством своих преподавателей, по материалам, имеющимся на тот момент в библиотеке. В качестве почетной гостьи присутствовала праправнучка Николая Дмитриевича – Марина Юрьевна Шидловская–Лиссет, проживающая сейчас во Франции. Корреспондент Брянского ТВ снял ролик о состоявшемся событии.
Прошло несколько дней, и в библиотеку пришел уроженец села Каташин Леонид Иванович Слепченко, возмущенный тем, что услышал по телевизору, будто у Павла Дмитриевича Долгорукого не было детей. Он рассказал, что в Каташине, в доме его бабушки 15 лет (до смерти в 1977 году) жил Сергей Павлович Долгоруков-Вельмар, священник, отбывший три лагерных срока (в общей сложности 27 лет) в советских тюрьмах Казахстана.
Все сроки заключения Сергей Павлович Долгоруков-Вельмар получил лишь за то, что был священником и носил княжескую фамилию. Господь сохранил его в заточении и на попустил сердцу озлобиться!
В селе его звали мирским именем, но Леонид Иванович знал, что бабушкин квартирант был иеромонахом Серафимом. Священник крестил тех, кто обращался к нему с такой просьбой, обыкновенно ночью, тайно, а Леонид Иванович, тогда подросток Ленька, стоял на страже во дворе дома на случай неожиданных «гостей». В доме Слепченко сохранились фотографии отца Серафима, в том числе и в священническом облачении, а также фотографии князя Николая Дмитриевича, что доказывает несомненность их близкого родства. По словам Леонида Ивановича, у иеромонаха было много фотографий, писем, но их сожгли после смерти священника, боясь неприятностей. Похоронили священнослужителя Серафима на сельском кладбище в Каташине. Отпевания не было.
И вот, по благословению Преосвященного Владимира, Епископа Клинцовского и Трубчевского, в воскресенье, 11 октября, на тихом кладбище, под шелест березовых листьев, колыхаемых теплым ветерком, Председатель комиссии по канонизации святых Клинцовской епархии, священник Новозыбковского Благочиния иерей Серафим Похожай совершил отпевание иеромонаха Серафима – через 43 года после смерти. На отпевании присутствовали Леонид Иванович с женой и братом Михаилом, жители Каташина, директор Великотопальской школы Ольга Ростиславовна Сидоренко, клинцовские и новозыбковские краеведы, руководитель клинцовского культурно-просветительского центра «Мозаика» Лариса Безносенко, ведущий специалист Новозыбковской Библиотеки Афонина Наталья Михайловна.
При подготовке и совершении Богослужения были соблюдены необходимые противоэпидемиологические требования.
Иерей Серафим сказал добрые слова о почившем пастыре, свет которого светит доныне.
Пресс-служба Новозыбковского благочиния,
текст Натальи Афониной