Моление ко Пресвятой Богородице пред иконою Ея, именуемой Казанская: водосвятные молебны в Новозыбковском благочинии
21 июля 2012 года, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в Новозыбковском благочинии Брянской Епархии были совершены Торжественные Богослужения.
В соборном храме Благочиния в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова Божественную литургию возглавил Благочинный Новозыбковского округа протоиерей Владимир Похожай. Его Высокопреподобию сослужил клирик храма иерей Владимир Похожай.
По Запричастном стихе проповедь произнес чтец Серафим Похожай, который рассказал о традиции иконопочитания в Православной Церкви и о истории Торжества дня.
По Отпусте Литургии к многочисленным молящимся с пастырским наставлением обратился настоятель храма протоиерей Владимир, который в частности сказал:
«Дорогие братья и сестры! Пресвятая Богородица во множестве являет нам свое Матернее заступление и милость через Свои иконы. Особо на Руси почитается Образ Ея, именуемый Казанским. Перед этой иконой молились многие поколения православных христиан, наших соотечественников, о даровании мира и благоденствия нашему земному Отечеству. Будем же и мы сегодня усердны, обращая свои прошения к Царице Небесной, дабы ходатайством Оныя Господь и Бог наш даровал всем нам милости Своей и благословил Россию миром и благоденствием!»
Затем священники, у Притвора храма совершили Водосвятный молебен и окропили присутствующих Святой водой. В завершении Богослужения иерей Владимир призвал верующих к целованию Святаго Креста.
Во второй половине дня, в Новозыбковском благочинии состоялось знаменательное событие: по благословению Благочинного, иерей Владимир Похожай, при стечении жителей села Каташин Новозыбковского района, совершил Молебное пение с Чином малого освящения воды на месте, где некогда стоял Каташинский Никольский монастырь. Ныне на месте разрушенного Соборного монастырского храма установлен Поклонный Крест и, традиционно, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани совершается здесь Богослужение, на которое собираются жители села Каташин и близлежащих селений.
По совершении Молебного пения, священник Владимир обратился к собравшимся с пастырским наставлением, в котором призвал всех приложить усилия по благоустройству этого Святого места, на котором наши благочестивые предки проливали в искренней молитве слезы скорби и приносили сюда благодарение Богу о дарованный благах.
Священник молитвенно пожелал всем жителям села Каташин твердой веры и неленостных трудов во благо души.
В завершении Богослужения священник Владимир окропил молящихся Святой Водой и призвал к целования Креста.
На память о соборной молитве была сделана общая фотография.
Песнопения Богослужений сего дня исполнил хор храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех города Новозыбкова под управлением Регента Любови Похожай.
Пресс-служба Новозыбковского благочиния
МОНАСТЫРЬ НИКОЛАЕВСКИЙ КАТАШИНСКИЙ
Год постройки 1692
Архитектурный стиль ранний классицизм с элементами барокко
Исторические сведения:
Расположен в центре села на возвышенном берегу реки Каташинка. Основан в 1692 г. иеромонахом Герасимом при активном участии стародубского полковника М.А. Миклашевского, на средства которого в 1699 году сооружен большой каменный Никольский собор, заменивший прежний деревянный храм. В течение XVIII века (до 1781 года) построены другие каменные сооружения: теплый трапезный храм Крестовоздвижения и ограда с надвратной колокольней, возведенной во 2-й половине XVIII века. Дом архимандрита, монашеские кельи и хозяйственные постройки оставались деревянными до 1799 года, когда монастырь был закрыт, а его храмы стали приходскими. В дальнейшем монастырские постройки постепенно приходили в запустение и разрушались. К настоящему времени от комплекса сохранились лишь руины собора и нижние ярусы колокольни. Громадный собор, стоявший в центре монастырского ансамбля, доминировал в его силуэте. В 100 метрах к западу на одной оси с ним, при входе в монастырь, возвышалась огромная колокольня, которая хорошо видна издалека даже сейчас.
Храм во имя Сошествия Святого Духа Николаевского монастыря представлял собой характерный для архитектуры Левобережной Украины конца XVII-начала XVIII века шестистолпный крестово-купольный храм соборного типа с тремя апсидами пятью главами. Крупный прямоугольный в плане объем был вытянут по продольной оси. Частично сохранились мощные кирпичные неоштукатуренные стены толщиной около двух метров и высотой приблизительно до уровня окон с южной и северной сторон, а также в виде остатков двух полуциркульных апсид - большей, центральной и меньшей, южной. Фасады прежде украшали широкие плоские лопатки (о чем можно судить по их нижним частям), расположенные по углам и между окон, против внутренних столбов.
Интересные факты: Ровно на половине пути между городами Клинцы и Новозыбков, в четырех километрах от трассы, располагается одно из замечательных исторических мест Брянщины - Каташинский Николаевский монастырь.
Съехав с брянской трассы, нужно взять направление на возвышающуюся над хозяйственными постройками местного колхоза, колокольню. Следуя по одной из деревенских улочек, придется съехать с одного холма к подножию другого. На нем стоял более трех веков, созывая на богомолье паломников с нынешних трех государств, а ранее единой Черниговской губернии, Каташинский Николаевский монастырь.
История образования этой обители, как и многих других на юго-западе, связана с объединением Украины и России. Официально датой рождения монастыря считается 7 марта. Именно этой датой 1692 года помечено благословение черниговского архиепископа Лазаря на его основание и постройку: «Благословляем монастырок строити и братию житием добрым збирати…» Заложен был монастырь на том месте, где в 1682 году обосновался схимник Григорий.
Возвышаясь на холме, стоит необычной архитектуры колокольня. Сегодняшнее состояние этой постройки красного кирпича оставляет желать лучшего. Но жители села Каташин ведут работу по его восстановлению. Старшеклассники вместе с учителями местной средней школы помогали вырубать деревья и кустарники, убирать сухие ветки и листву, делали разметку брусьев для замены сгнивших, а потом с помощью лебедки поднимали их наверх. Летом 2011 года был отреставрирован, возвышавшийся над колокольней крест. Жестянщики покрыли купол оцинкованным железом. Однако восстановление колокольни движется медленно, ввиду нехватки денежных средств.
Колокольню, вопреки всем бедам и напастям, венчает кованый крест. Историки трактуют форму этого креста 18 века (крест похож на трезубец с полумесяцем под перекрестием), как напоминание о ратных подвигах благодетеля и покровителя монастыря «войска Запорозского полковника Стародубского Михаила Миклашевского». Ктитор обители был убит ночью во сне ворвавшимся в город Несвиж шведским отрядом в 1706 году.
Была у монастыря и своя местная святыня. История явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. Икона Богоматерь Казанская хранилась в приходской церкви села Каташин вплоть до 1920 года. Каменная церковь была взорвана при Хрущеве в 1960 году, к тому времени следы иконы были потеряны. Каташинский список Казанской Богоматери выделялся большими размерами, несколько измененным рисунком и пропорциями.
Богоборцами были не только коммунисты. За секуляризацию (огосударствление) монастырей была Екатерина II. В апреле 1786 года монастырь был закрыт. Село «слободка Каташинка» до той поры было закреплено за землями этого богатого и знаменитого монастыря (такой его статус охраняло воинское прошлое, заслуги в русско-шведской войне). Екатерина прибрала к рукам крупное село «окружностью 17 верст, насчитывающее 57 дворов, 64 бобыльих хаты и 42 бездворных». Монастырь сделался обычным сельским приходским храмом.
Легко определить масштабы разрушенного собора. Сегодня о нем напоминают руины, оставшиеся от взрыва в трех сторонах. Высотой они не более 3-х метров. «Строился он долго. Кирпичи выделывались в другом месте, на расстоянии километра. Доставляли же вручную, по цепочке. Через пять лет храм освятили. Эта соборная церковь во имя Сошествия Святого Духа имела два предела: в честь Успения и во имя св. Николая Чудотворца». Последняя служба в соборе проходила в 1923 году. До хрущевских гонений храм использовался для хранения зерна. Как память о том, что монастырь не забыт верующими, в самом центре разрушенной церкви стоит металлический крест, обвязанный рушником.
Лестница, Описание лестницы
В настоящее время не существует, сведений не сохранилось
Звонница, Описание звонницы
Оригинальная ярусная постройка в стиле раннего классицизма, во многом еще следующая духу барокко. Два сохранившихся яруса, кирпичные и прежде оштукатуренные, имеют сложную, вычурную форму: на углах рустованные ризалиты-выступы с закругленной лицевой стороной, а между ними слегка вогнутые стены. Нижний ярус прорезан по оси запад-восток проездом с полуциркульным сводом и арками на фасадах. По сторонам проезда два небольших помещения с коробовыми сводами (в левом находилась лестница). Верхний ярус звона с узкими арочными окнами в угловых выступах имеет со всех сторон проемы с массивными полуколоннами по краям и пологими арочными перемычками. Деревянная кровля яруса с восьмериком и небольшим шатром на восьмигранном основании, увенчанным главкой, возникла, видимо, в XIX веке. Восьмерики обшиты вертикальным тесом с нащельниками и завершены карнизами. Главный колокол весил тридцать шесть пудов, его голос был слышен по всем окрестным деревням.
По «Своду памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область». М. Наука 1997