(память 23 февраля /8 марта, в Соборе Брянских Святых)
Письменного жития Преподобного Поликарпа, к сожалению, не сохранилось. Поэтому точных сведений о времени его земной жизни, а также о времени основания им Преображенского монастыря не имеется. В описи монастырей 1662 года этот монастырь именуется Спасским и Поликарпа Чудотворца. Следовательно, в начале второй половины XVII века Преподобный Поликарп был уже прославлен Русской Православной Церковью в Лике Святых. Поэтому наиболее вероятным следует признать, что названный монастырь основан не позднее начала XVII века.
Недостаток и такая неопределенность сведений о Преподобном Поликарпе произошла от опустошений, произведенных в Брянске в начале XVII века, в так называемое Смутное время, поэтому уже к 1630 году никаких письменных актов в Поликарповом монастыре не уцелело. Сохранились достоверные сведения об особенном усердии к этому монастырю князей Барятинских. Из самого же расположения семейства князей Барятинских к тому монастырю местное предание заключает, что и строителем монастыря был один из членов этого княжеского семейства.
Некоторые историки таковым почитают князя Петра Ивановича Барятинского. На основании этих сведений и был когда-то составлен акафист Преподобному Поликарпу.
В исторических актах указывается, что князь Петр Барятинский был отправлен на реку Сестру воевать против шведского короля, а в 1576 году был назначен воеводой в Тулу. Через некоторое время его перевели в Холму. Позднее имя князя Петра встречается в Разрядных книгах в связи со спорами о местничестве.
Древние государственные порядки уже не отвечали новым требованиям политической жизни России. Тем не менее, помнившим живые предания старины, ревниво хранившим родовую честь и заботившимся о Отечестве людям было трудно мириться с новыми веяниями. Весьма возможно и вполне естественно, что князю Петру Ивановичу Барятинскому наскучила неправда при счетах его о местничестве. В своих назначениях на государеву службу рядом с людьми, по его мнению, стоявшими ниже его он видел поруху старинной чести.
Судя по сохранившимся историческим данным, князь Петр Барятинский был человек сильный духом, стойкий в своих убеждениях, с высоким представлением о родовой чести. В тяжелое царствование Иоанна Грозного он занимал почетные и видные места. При царе Борисе Годунове князь Петр Барятинский оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп в честь Святого Поликарпа Смирнского.
Брянскую Землю он возлюбил не напрасно: ранее она уже была прославлена его благочестивыми предками, Преподобным князем Олегом-Леонтием, в монашестве Василием, и Благоверным князем Романом Михайловичем.
В Брянске бывший воевода устрояет обитель с храмом в честь Преображения Господня. Располагалась она на берегу Десны, в районе нынешней Набережной. С удалением князя Петра из мира для него начался скорбный и тяжелый путь — путь смирения, отречения от своей воли, иноческого перевоспитания. Нелегко было привыкать князю к суровой монашеской пище, привыкать к долгим уставным монастырским службам и впоследствии приучать к тому же других. Он сам следил за пением и чтением и был примером для всех: не пропускал ни одного Богослужения, молитвенное правило читал со слезами. Всецело отрешившись от прежней знатности, он работал в пекарне, копал огороды, носил воду, рубил дрова. Одежда его была неизменна зимой и летом: сапоги, подрясник и заплатанная ряса.
Постель состояла из узкой скамьи с небольшим деревянным изголовьем, одеяла не было вовсе. На теле, изнуренном трудами и бдением, Преподобный Поликарп носил вериги. Нередко он ходил и с тяжелым посохом.
Эти подвиги вызвали тайное недоброжелательство некоторых монахов. Некоторые лица из злобного любопытства разузнавали княжеское прошлое подвижника и извращали его; другие глумились над ним за глаза и осыпали бранью.
Сохранилось народное предание о поездках Преподобного Поликарпа в Киево-Печерскую обитель, где его изстрадавшаяся душа обретала новые силы для несения подвигов.
Когда Преподобный Поликарп построил Спасский Брянский монастырь, он ввел в нем, по благословению Старцев, строгий общежительный иноческий устав. Своим усердием Святой привлек многих иноков и Богомольцев. Аскетичность жизни соединялась в нем с достоинством, твердость и настойчивость с кротостью, хозяйственность с нестяжательностью, самостоятельность с полной покорностью, живая деятельность с перенесением многочисленных скорбей.
Чтобы удобнее было наблюдать за жизнью иноков, Преподобный Поликарп поручал молодых неопытных монахов руководству старших. Он обращался с наставлениями к братии, утверждал их примером личного послушания, нестяжательностью, ревностью к церковным службам.
Всем было известно, что Преподобный Поликарп спал мало, не раздеваясь. Не пропускал Утрени, говоря, что на этом Богослужении человек приносит в жертву Господу Богу свой покой. Нередко он так глубоко уходил в молитву, что не слышал подходивших к нему за благословением. От природы горячий и пылкий, он приобретал молитвой кротость и смирение. Все свободное от трудов время Преподобный посвящал чтению.
В последние годы жизни, несмотря на слабые силы, Святой Поликарп по-прежнему вел подвижническую жизнь, называя свои дела ничтожеством. Келлия его больше походила на землянку, чем на помещение игумена обители. Со всеми он обращался, как простой монах. Всякого встречал и провожал Преподобный с искренним сердечным участием. В голосе его всегда слышалась ласка и доброта. Говорил он с необычайным воодушевлением и эти беседы оставались в сердцах слушателей на всю их последующую жизнь.
По своему виду Преподобный Поликарп Брянский, Чудотворец, как передает иконописный подлинник, "был подобием сед, брада, аки Сергиева, ризы монашеския".
Скончался Преподобный Поликарп 23 февраля 1620 года (по другим данным в 1621 году). Он завещал "погребсти себя при празе церковном" в Преображенском соборе основанного им монастыря.
Сначала весьма небольшой и скромный Спасский монастырь, имеющий деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом в честь Рождества Богородицы и храм в честь Святого Преподобного Поликарпа, в конце XVII века украшается каменными постройками: двухэтажной Спасо-Преображенской церковью, под нижним алтарем которой, в последствии была устроена Усыпальница благочестивых князей Барятинских, храмом в честь Рождества Богородицы и надвратной колокольней. Это строительство совершалось благодаря усердию двух братьев, князей Даниила и Алексия Барятинских, внучатых племянников князя Петра-Поликарпа.
Преображенский храм в 1862 году был разобран, и на месте ее был построен величественный Соборный храм. В июне 1899 года, во время посещения Брянска Епископом Орловским и Севским Никанором, брянским духовенством был поднят вопрос о сооружении гробницы на предполагаемом месте захоронения Преподобного Поликарпа, на что Архипастырь дал свое благословение. В ноябре 1900 года усердием Брянских граждан была сооружена благолепная гробница, поставленная в Соборе на предполагаемом месте погребения Святого Поликарпа.
В начале 60-х годов XX века величественный Преображенский Собор был взорван. Где находятся мощи Преподобного в настоящее время — известно одному лишь Богу