"ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК"№12 (73) декабрь 2011

Статьи:

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В ветхозаветной Книге Бытия повествование о сотворении человека заканчивается словами Адама: «...оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.-2,24). Эти слова всем нам хорошо известны еще и потому, что они многократно повторяются Господом нашим Иисусом Христом и Его апостолами в новозаветных текстах, и кроме того, эта мысль пронизывает весь чин церковного бракосочетания. Все мы знаем эти слова, у всех нас они на слуху, и, может быть, поэтому их смысл, их значение, их важность не всегда до конца осознаются нами.

Да, мы понимаем, что брак — установленное Богом таин­ство, мы знаем, что брак это хорошо, потому, что служит спасению души брачующихся. Но, часто повторяя эти слова, мы, кажется, не всегда замечаем глубокий их драматизм, может быть, даже, трагичность того, что эти слова описывают. Вы только вдумайтесь: «Оставит человек отца своего и мать свою...» Оставит! Что это значит для самого человека? Начало но­вой жизни, начало новых трудов, но и новых ра­достей; новых скорбей, но и нового ликования...

А теперь подумаем, что это страшное слово означает для оставленных. Для отца и матери, кото­рым это дитя, это выросшее дитя вся их жизнь, вся их радость, все их упование. Воистину, надо быть святым, чтобы бестрепетно и безскорбно принять эту трагическую реальность ухода лю­бимой дочери, любимого сына, ухода к чужому человеку, ухода из дому. Новая семья создается, а старая-то - гибнет! Сколько нужно веры, сколько любви, настоящей любви, любви жертвенной, а не эгоистической похоти, сколько смирения нужно для того, чтобы мать и отец приняли этот уход своего любимого чада, как Божье благословение, как благой суд Божий, как счастье, как радость!

Конечно, на словах мы все как один благослов­ляем брак, мы всегда радуемся тому, что вновь Божье благословение, Божий замысел действует в этом обезбоженном мире. Но как ненадолго хва­тает нам этой радости! Какая лютая ревность разрушает сердца отцов и матерей, как часто тайно, скрытно, а подчас явно и яростно родители стремятся разрушить, уничтожить, погубить возникающий, такой еще хрупкий брак, потому, что им кажется, что невестка - неряха и неумеха, а зять ленив, и глуп, и груб... Сколько раз мне самому приходилось слышать от одержимых злобой матерей, что они все сделают, чтобы этот брак разрушить! И говорилось это с полной уверенностью в своей правоте и чуть ли не в святости. И сколько, в самом деле разрушено браков, сломано молодых жизней; и кем? - теми, кто, кажется, должен бы более всего щадить и охранять этот хрупкий цветок нового брака!

А все оттого, что мы забыли это страшное слово, Божье слово, библейское слово: «Оставит человек отца своего и мать свою...» Конечно, это тяжело - отдать, самое дорогое, что у тебя есть. Отдать и не требовать платы за это. То есть совершить жертвоприношение, то есть отказаться от своих, якобы законных, прав. Отказаться во Имя Божие, для Бога, для спасения души их, брачующихся, потому что они, вступая в брак, отказываются от собственных прав во имя прав любимого; и для спасения своей души, потому что, отдавая свое дитя, мать и отец жертвуют его, в конце концов, Богу.

Почему сегодня, в пресветлый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь с радостным умилением поет: «Анна божественная, благодать яве от благодати данную Чистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий» (Стихира на стиховне). Иоаким и Анна «с веселием» отказываются обладать Той, Которую они ждали всю свою долгую бездетную жизнь! Разве не думали праведники о том, что эта Отроковица упокоит их одинокую немощную старость, разве не мечтали и о внуках, которых Бог даст, быть может, еще понянчить! Разве не понимали они, что, введя по данному Богу обету трехлетнюю Отроковицу в храм, они уже не смогут утешаться Ее лепетом, Ее лаской?

Страшно подумать, сколько веры, сколько мужества, сколько решимости должно было обрестись у этих двух стариков, чтобы состоялось это событие, положившее начало тому, что Церковь называет Боговоплощением, тому, что сделало возможным пришествие Сына Божия в наш одинокий мир, что, в конечном счете, сделало меня и тебя, и всех, нас безсмертными!

И потому-то Мать Пресвятая Богородица с потрясающим смирением приняла и благовестие архангельское: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», и страшное пророчество Симеоново: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»,- все приняла Она: от детского страха перед этой крутой храмовой лестницей, перед этой таинственной неизвестностью, которая называлась Святое Святых, до ужаса Голгофы, до кошмара Распятия, все понесла Она, потому что и блаженные ее родители, святые и праведные Иоаким и Анна, смиренно понесли тягость расставания с любимой Дочерью, радостно приняли необходимость жертвовать самим дорогим и любимым.
Наше спасение дорогого стоит. И нам самим, чтобы спастись, нужно от много отказаться, нужно многим пожертвовать. Дай нам сил, Матерь Божия! Помоги нам решиться, помоги нам не захны­кать, помоги нам мужественно и решительно отказаться от жизни тленной для жизни вечной. Аминь.

протоиерей Сергий Ганьковского

 

Рецепты православной кухни во дни поста

Двадцать восьмого ноября начинается Рождественский пост. 40 дней продолжается он, до великого праздника Рождества Христова. Пришел на землю Христос - источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Не­бесное...

Радостно это событие, потому и пост радостный, нестрогий: в те дни, когда совершается полиелейная служба, благословляется рыба. Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него поражена грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах - абортах, измене супругов, нехождении в церковь.., - в такой душе Бога нет и быть не может - грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И, что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоится, - если душа найдет то, что она всю жизнь искала.

Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приго-товить место в душе для Новорожденного Богомладенца. Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Даром Божественному Младенцу будет и пост телесный, который каждый определяет для себя, сообразуясь с возрастом, здоровьем, семейным положением. В помощь постящимся прилагаем несколько простых рецептов.

В Рождественский Сочельник - канун Рождества Христова, благословляется вкушать сочиво после вечерней звезды.

Сочиво

Стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно закрыть крышкой, варить три минуты на сильном огне, шесть минут — на среднем, три — на слабом, затем еще двенадцать минут не открывать крышку кастрюли, давая рису настояться на пару. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

250—300 граммов зерен пшеницы, 100 г изюма, 100 г инжира, мед, сахар по вкусу.
Пшеницу залить кипятком и сварить. Отдельно сварить перебранные, промытые изюм, инжир. Мед растворить в небольшом количестве кипяченой охлажденной воды, вмешать отваренную пшеницу со сладкими плодами, подсластить медом или сахаром. Сочиво (кутья) должно быть сочным, сладким.

Суп-пюре из желтого гороха

Сварить 2 стакана гороха без соли (чтобы скорее разварился) с 2 луковицами и 2 ложками постного масла, в котором можно предварительно поджарить лук. Когда горох разварится, подправить его 1/2 ложки муки (муку размешать с 3-4 ложками холодной воды, влить в суп), вскипятить, долить кипяченой воды, чтобы было всего 9 стаканов, процедить и протереть сквозь сито или дуршлаг. Подавать с гренками. В этом горохе можно вскипятить копченую рыбу, нарезать ее кусочками, без костей. Или в этот гороховый суп подлить грибного бульона и всыпать мелко изрубленные сваренные сушеные грибы, которые можно предварительно поджарить с луком.

Пельмени рыбные

Фарш готовят из сырой рыбы, которую смешивают пополам с жареным рубленым луком, прибавляют соль, перец, немного рыбного бульона и делают пельмени.

Для теста: 1/2 ст. ложки масла, 1/3 ст. муки, 1/2 ст. воды. Для фарша: 400 г рыбы, 10 луковиц, 100 г растительного масла,, перец, соль.

Хворост

Налейте в кастрюлю минеральную или сладкую газированную воду, водку, всыпьте муку и сахар, замесите крутое тесто. Раскатайте тесто очень тонким слоем, нарежьте прямоугольники, в середине каждого сделайте продольный разрез и через него протяните, вывернув один конец. Хворост надо жарить в большом количестве растительного масла, во фритюре.

Когда хворост станет коричневого цвета, осторожно выньте его из масла шумовкой, выложите на блюдо и посыпьте сахарной пудрой. 1 ст. минеральной воды, 50 г водки, 450 г муки, 1 ч. ложка сахара, 0,5 ст. сахарной пудры, 400 г растительного масла.

Крестный ход в честь празднования Казанской иконы Божией Матери

По благословению Преосвященного Феофилакта Епископа Брянского и Севского в городах и весях Брянской епархии, совместно с местными администрациями, были организованы Крестные ходы с освящением перекрестков, дорог и улиц.

В Новозыбкове Крестный ход начался по завершении Божественной литургии. Прихожане храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех и храма во Имя Святой Троицы собрались у часовни в честь мч. Вонифатия, что в центре города. Здесь благочинный Новозыбковского округа протоиерей Владимир Похожай в сослужении протоиерея Николая Шестопалова, в присутствии заместителя главы администрации г. Новозыбкова Андрея Васильевича Небылицы, совершил молебное пение «...о властех, воинстве и народе» богоспасаемой земли Брянской. Благолепное пение сводного хора храмов украсило чин молебна; совместное пение за богослужением хоров в Новозыбкове звучало впервые в истории современного города.

По завершении молебна верующие разделились на две части и, следуя за священниками, образовали два Крестных хода, которые с пением тропаря, кондака и величания Казанской иконе Божией Матери, направились по улицам города к храмам в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех и во Имя Святой Троицы.

Множество молитвенников участвовали в сем торжестве, а многие жители града Новозыбкова выходили из своих жилищ для поклонения Казанской иконе Божией Матери, особенно трепетно было участие детей.

Крестный ход завершился у центрального входа храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. Настоятель, протоиерей Владимир Похожай, провозгласил Многодетны Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Преосвященнейшему Феофилакту епископу Брянскому и Севскому, власть предержащим, воинству страны Российской и всем православным христианам.

 

 

Пресс-служба Благочиния

 

Гимназисты посетили храм

Согласно программе по основам православной культуры ученики посетили храм во Имя Святой Троицы. Ребята познакомились с тем, как устроен храм. Узнали, что храм - общий дом христиан, место общественного православного богослужения. Храм символизирует Царство Божие и Вселенную во главе с Богом. Увенчанный крестом, украшенный иконами и фресками и освященный по особому чину храм символизируют собой Вселенную, мироздание во главе с Богом - его Создателем, Творцом.

Ребята встретились с настоятелем храма во Имя Святой Троицы протоиереем Николаем Шестопаловым. Он рассказал о возрождении храма, показал фотографии иллюстрирующие этапы восстановления храма. Ребята с интересом слушали, задавали вопросы. Они были удивлены тем, что из полуразрушенного здания был выстроен такой красивый храм. Батюшка в ходе беседы отметил, что огромный вклад в восстановление храма внесли постоянные прихожане, назвал их имена, выразил свою признательность за огромный труд во славу Божию. Благодаря таким же простым людям сегодня по всей России возрождаются храмы, и стоят они, как горящие свечи, как воины Христовы, призывая к себе всех страждущих и обремененных. Это воинство сражается за спасение всего мира и каждого отдельного человека, и войну эту следует понимать как сражение с грехами, страстями, которые разрушают мир.

Мы выражаем благодарность настоятелю храма за эту замечательную встречу, за содержательную беседу. Козлова Светлана Алексеевна, преподаватель третьего класса гимназии и руководитель воскресной школы при храме во Имя Святой Троицы

Детская страница. Чудо с иконой святителя Николая Чудотворца

29 августа 2001 года в городе Троицк Челябинской епархии случилось непостижимое: лик святителя Николая Чудотворца нерукотворно перешел на стекло, которым была закрыта икона. При этом выражение лица святого, со слов очевидцев, изменилось с милостивого на строгое и скорбящее.

До революции этот образ находился в мужском Николаевском монастыре. Икону уберегли в доме верующей семьи художников и в начале нашего столетия передали Свято-Троицкому собору г. Челябинска. На ней есть надпись, свидетельствующая о том, что она чтилась как список с чудотворного образа. Братия храма намеревалась реставрировать икону, однако по объективным причинам реставрация все откладывалась, пока ее начало (как бы случайно) не совпало с празднеством перенесения Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа.

Комиссия епархиального управления после детального научного иссле­дования пришла к заключению, что образ составлен микроскопическими каплями жидкости серебристого цвета. Слой изображения настолько тонкий, что его можно видеть только на темном фоне немного сбоку. Удивительно, что стекло, на которое перешел Образ, находилось от иконы на расстоянии одного-двух сантиметров, на стекло перешло изображение того, чего не было на иконе (где светилась пустая доска и не было красочного слоя). Не менее удивительным остается и тот факт, что жидкость уже несколько лет не высыхает и не стекает. При попытке вытереть следы пальцев реставратора она излучает тонкое благоухание.

Троицкое чудо открыто для поклонения. Образ Николая Чудотворца на стекле помещен в отдельный киот. К нему идут тысячи людей, прося помощи и прощения грехов.

«Торжество православной веры», часть II

 

Вернуться к началу

Главный редактор настоятель храма в честь
чуда Архистратига Михаила в Хонех
протоиерей Владимир ПОХОЖАЙ

зам. гл. редактора
Леонид ГОРБАЧЕВ
литературный редактор
Наталья АФОНИНА