Cайт действует по Благословению Епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира

Житие Святителя Игнатия (Брянчанинова), Епископа Ставропольского и Кавказского

Житие Святителя Игнатия (Брянчанинова), Епископа Ставропольского и Кавказского

(память 30 апреля / 13 мая, в Соборе Брянских Святых)

Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Отец его принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. Родители Святого Игнатия были верными чадами Православной Церкви и усердными прихожанами выстроенного отцом Святителя храма в селе Покровском.

Димитрий рано научился читать, и его любимой книгой было "Училище благочестия", простым языком разсказывающее о жизни и подвигах Святых.

Образование будущий Святитель продолжил в Петербурге в Главном Инженерном училище, хотя не скрывал от родных своего желания стать монахом. В годы ученичества Димитрий Брянчанинов был желанным гостем многих великосветских домов благодаря родственным связям и недюжинным способностям. В доме президента Академии художеств Алексея Оленина он был чтецом и декламатором, а своими литературными дарованиями приобрел благосклонное внимание А.С. Пушкина, И.А. Крылова, К.Н. Батюшкова.

Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храма Божия и изучением наук были заняты ум и сердце пытливого юноши. Когда перед его взором открылась панорама эмпирических знаний (а он изучал химию, физику, философию, географию, геодезию, языкознание и многие другие науки), то перед ним встал вопрос: "А что науки дают человеку?" Он вопрошал: "Покажите мне вечную собственность, которую я мог бы взять за пределы гроба!"

В это время искатель истины познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры. Под руководством иноков он обращается к творениям Отцов Церкви. Взрослеющего Димитрия влекло к жизни в монастыре.

В 1826 году он окончил училище в чине поручика и сразу подал прошение об отставке. Родители, начальство и сам император Николай I были против отставки, и он был вынужден выехать к месту службы в Динабургскую крепость. Божий Промысл и болезнь не позволили ему нести возложенные на него обязанности, и через год он был освобожден от службы.

Димитрий Брянчанинов уезжает в Олонецкую губернию в Александро-Свирский монастырь послушником, а потом вместе со своим духовным отцом, иеромонахом Леонидом, переезжает в Оптину пустынь. Тяжелая болезнь матери побудила послушника Димитрия отправиться в родные места, чтобы проститься с ней. Но после краткого пребывания в отчем доме он опять уходит на монастырское послушание — сначала в Кирилло-Новоезерский монастырь, потом в Дионисиево-Глушицкий.

Зимой 1829 года будущий Святитель подвизался послушником в Площанской Пустыни.

Годы, проведенные в монастырях, обогатили его духовной мудростью и укрепили его преданность воле Божией. В 1831 году 28 июня вологодский Епископ Стефан совершил постриг Димитрия в монашество с наречением ему имени Игнатий, в честь Священномученика Игнатия Богоносца. Тем же летом инок Игнатий был рукоположен во иеромонаха и поставлен настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря.

В 1833 году, за усердные труды по возрождению обители, иеромонах Игнатий возведен в сан игумена. Вскоре он был вызван в Петербург, и ему поручили в управление Троице-Сергиеву Пустынь, с возведением в сан архимандрита.

Пустынь эта была расположена на берегу Финского залива, недалеко от Стрельны. Молодому архимандриту пришлось возрождать из запустения и упадка вверенную ему обитель, и он в этом преуспел. Живое участие в его трудах приняли композиторы П.И. Турчанинов, М.И. Глинка, директор Придворной певческой капеллы А.Ф. Львов.

Архимандрит Игнатий сумел стать не только администратором-настоятелем, но и старцем-духовником. Служение слова было основным занятием для него, являясь источником радости и утешения. С 1838 года деятельность архимандрита расширилась, он был назначен благочинным всех монастырей епархии. В этом качестве ему удалось способствовать расцвету духовной жизни монашества и, в частности, древнего Валаамского монастыря.

Изнуренный болезнями, архимандрит Игнатий в 1847 году подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого получил длительный отпуск на лечение и уехал в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Через И месяцев он снова вернулся к своим многотрудным обязанностям. Его имя знали во всех слоях общества, и любвеобильное сердце его откликалось на нужды всех, кто обращался к нему за советом и помощью.

В 1857 году архимандрит Игнатий был хиротонисан во Епископа Кавказского и Черноморского, хиротония состоялась в Казанском соборе Петербурга. Менее четырех лет Преосвященный Игнатий управлял епархией. Болезнь не покидала его и на Кавказе, и летом 1861 года он был уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь, чтобы подготовить душу для перехода в вечность. Здесь он пересмотрел свои прежние сочинения и написал новые. Так, в этой обители были написаны "Приношение современному монашеству" и "Отечник".

Сочинения Епископа Игнатия — не плод отвлеченных размышлений Богослова, а живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного предания Православной Церкви.

В Саровской пустыни, Киево-Печерской Лавре, Оптиной Пустыни, в обителях Петербургской, Московской, Казанской епархий творения Святителя были признаны душеспасительными. Даже на далеком Афоне они вызвали благоговейное почитание.

В последние дни своей жизни Святитель был проникнут необычайной милостью ко всем, 16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи, Святитель Игнатий отслужил последнюю Литургию. Кончина Преосвященного последовала 30 апреля, в Неделю Святых жен-мироносиц. На погребении Святителя присутствовало 5000 человек.

Преосвященный Игнатий является одним из лучших примеров того, как в современной жизни человек может сохранить верность Христу. Епископ Игнатий был прославлен в Лике Святых за Святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного Православного Святоотеческого предания. Изложенное в них учение о духовной жизни христианина продолжает и ныне действенно оказывать свое благотворное влияние на всех ищущих пути христианского спасения.